4 ядра или 6 ядра в чем разница
Перейти к содержимому

4 ядра или 6 ядра в чем разница

  • автор:

Процессор 2022 года, сколько ядер нужно играм и софту?

Процессор 2022 года, сколько ядер нужно играм и софту?

Муки апгрейда: сколько ядер нужно играм, есть ли смысл переплачивать?

Что такое ядро процессора?

Ядро — блок процессора где производятся математические и логические вычисления. Многоядерные процессоры позволяют параллельно выполнять сразу несколько независимых процессов (программ и игр) разделяя их по ядрам, а не держать их в одной очереди. При этом современная программа или игра может разделиться на несколько процессов и потоков, чтобы задействовать несколько доступных ядер для ускорения вычисления, лог.решений, а для игр снизить задержки на реакцию действий пользователя. Но не все программы и игры умеют использовать все доступные ядра это может быть связано с тем что программа старой разработки или для её работы не нужно столько ресурсов. Даже одновременно запущенные простые программы как Интернет браузер, офисный редактор и музыкальный плеер, спокойно довольствуются работой двух ядерного процессора. Игры и программы выпущенные до 2006 года могут использовать только одно ядро. До 2010 года большинство игр и программ может задействовать только 2 ядра. До 2019 года подавляющее большинство игр использует всего 4 ядра, а использование 8 и более не приносило преимуществ.

Виртуальные ядра (логические потоки) — результат деления физического ядра на несколько логических потоков (обычно на два), один поток получает приоритет к ресурсам ядра и используется для сложных вычислений, а второе виртуальное для решения несущественных процессов. При высокой нагрузке виртуальные потоки временно замораживаются. Программы видят больше ядер чем есть на самом деле, а операционная система сама решает как распределить процессы. Такой подход не позволяет ускорить решение одной задачи/программы, но позволяет ускорить и сократить нагрузку от работы кучи малоресурсных программ (чаты, музыка и т.д.)

Считаем ядра

4 ядра — базовое требование большинства игр и программ выпущенных до 2019 года. Для игр и программирования их уже не стоит их рассматривать, но для офисных нужд отлично подойдет. Например: INTEL Core i3-10100 с встроенной видеокартой в процессоре. 6 ядер — оптимум для большинства. 6 ядер будет достаточно ещё до 2024 года; 8 ядер — золотой стандарт для игр на 4К-мониторе (2160р при 16:9), а также для новых 4К VR очков и мощных видеокарт, где ставится цель получить не менее 100 FPS. Прибавляем ядра, если: +2 ядра — для стриминга и +1 монитор; +2 ядра — если широкоформатный монитор 21:9 (на экране больше объектов); +4 ядра — игра на 3 мониторах по 16:9 или супер широкоформат 32:9; В подсчете используем только физические ядра, не учитываем виртуальные. Речь идёт о современных процессорах, выпускаемых с 2018 года, таких как: AMD Ryzen 5/7/9 и Intel Core i5/i7/i9. 6-ти ядерный процессор 2016 года, будет равен производительности 4 ядерному процессору из 2019 года. Поэтому не стоит рассчитывать на старые процессоры.

Примеры: А) Для игр с монитором 21:9 или VR 6 + 2 = 8 ядер Б) Монитор 4К + стриминг 8 + 2 = 10 ядер

Оптимум — 6 ядер

Адекватный вариант для программистов, дизайнеров и фото редакторов начального уровня. 6 ядер ещё достаточно для современных и будущих игр на «стандартных» 16:9 мониторах в разрешении до 1440p и VR очков начального уровня (например Oculus Quest 2). Удачные процессоры: AMD Ryzen 5 5600X Intel Core i5-11600KF

Производительности процессора хватит для видеокарт: NVIDIA GeForce RTX 3060 AMD RADEON 6600

Кому 8 ядерный?

Выбор оправдан для игр с современной видеокартой, среднего уровня: AMD Radeon 6700XT или Nvidia GeForce 3070 Также для работы в современных графических дизайнерских программах в самых высоких разрешениях. Оптимальные 8 ядерные варианты: AMD Ryzen 7 5800X Intel Core i7-11700KF Если нужно больше 120FPS: AMD Ryzen 7 5800X3D — стабильно высокая частота и рекордный объем кэш памяти.

На игровые приставки Playstation 5 и XBOX S|X установлены 8 ядерные процессоры AMD Ryzen, а значит будущие игры оптимизированы под 8 ядер.

10/12 ядер?

А) Игра на сверхшироком мониторе 31:9 или на 3 мониторах; Б) Стриминг в 4K разрешении; В) Видеомонтаж 4К видео; Г) Продвинутое программирование с постоянно работающей базой данных; Варианты: AMD Ryzen 9 5900X — 12 ядер Intel Core i9-10900KF — 10 ядер Intel Core i9-12700K — 8 мощных + 4 слабых ядра, процессор только для Windows 11 и самых свежих Linux. Поддерживает DDR 4 и 5.

Производительности процессоров хватит для топовых видеокарт: NVIDIA GeForce RTX 3080 AMD RADEON 6800XT

16 и более?

Единственные игры в которых можно получить заметное преимущество от использования 16 и более ядер это пошаговые стратегии. Такие, как например Total War: Warhammer 3, Civilization 6 и тому подобные, где ход компьютера требует больших вычислений. В игровых жанрах как шутер, гонки, аркады — 16 ядер не принесут улучшение по сравнению даже с 8 ядерным процессором, для них важнее частота и кэш память процессора. Обычно большое количество ядер влечет уменьшение тактовой частоты и если игра загрузит только 8 ядер из 16 то на выходе можем получить меньше FPS чем запустили бы игру на 8 ядерном процессоре но с более высокой частоте. Но такие процессоры используются разработчиками игр, где используется несколько программ для создания и отладки игры Для работы эти процессоры имеют преимущество только в массовых и очень сложных задачах: Автокад и 3D моделирование, поточная обработках фотографий, видеомонтаж и конвертация, компиляция сложных программ и игр, архивация данных. Примеры процессоров 16 ядерных процессоров:
AMD Ryzen 9 5950X Intel Core i9-12900KF — работает с DDR4 и DDR5

Можно ознакомиться с тестами и обзорами 16 ядерного AMD Ryzen 3950X. Из которых видно, что разрыв между 8, 12 и даже 16 ядрами в играх незначительная (на начало 2020 года) и картина врядли изменится в ближайшей перспективе. Разботчики игр в первую очередь будут подстравиваться под консоли, а новое поколение консолей 2020 года будет строится на 8 ядерных AMD. Когда появятся игровые приставки с 12 или 16 ядрами, тогда и на ПК переход будет полностью оправдан. 3Dnews — Обзор процессора AMD Ryzen 9 3950X: фаталити ixbt — Тестируем AMD Ryzen 9 3950X: горячие во всех смыслах 16 ядер, полностью меняющие представление о десктопных процессорах

Есть ли смысл брать ядра на запас?

Нет — так показал опыт с момента появления первых 4 и 6 ядерных процессоров. Кроме количества ядер есть наиболее важные показатели: объем и скорость кеш-памяти, инструкции, алгоритмы «предсказаний», тип и скорость оперативной памяти, тип и кол-во полос на PCIE, тактовая частота. Поэтому 10 — 12 ядерный процессор из 2020 года будет ощутимо проигрывать 8 ядерному процессору из 2025 года. Но удачно выбранный современный процессор способен «пережить» одну замену видеокарты. Купив современный процессор и видеокарту 2019-2020 года, можно провести модернизацию в 2023 году, поменяв видеокарту и увеличить объем оперативной памяти. И в 2025 поменять процессор с мат.платой и памятью. «Топовые» видеокарты каждые 3 года обновляют требования к процессорам и памяти, поэтому лучший процессор 2020 года не сможет на 100% загрузить «топовую» видеокарту 2025 года. «Лишние ядра» имеет смысл брать: А) В ближайший год планируется смена 16:9 монитора на 21:9 или играть в три монитора; Б) Дополнительные ядра пригодятся в софте или программировании для работы;

Благодаря появлению игр на API Vulkan и Directx 12 требования к связке «процессор — видеокарта» снизились до 50%, что существенно продлило жизнь старым 6 и 8 ядерным процессорам. Раньше с Directx 10/11 приходилось менять видеокарту и процессор одновременно. Большинству игр хватало даже 2, но быстрых ядер для 1080p 16:9, а наличие даже 8 ядер не давало преимуществ.

Нужны ли потоки играм?

Нет. В играх от них толку нету или прибавка на уровне погрешности. Игра сильно нагружает ядро и второй виртуальный поток этого ядра обычно замораживается. Потоки полезны для работы, тем у кого одновременно запущено более 5 разных программ и все они активны (открыты на экране) и/или работают в фоне. Мнения и гипотезы: Бытует мнение, что для игр с API Directx 12 все же потоки дают прибавку до 3% производительности. Одни тесты это доказывают, другие опровергают. Все же это связано в первую очередь с оптимизацией игры и приложениями которые открыты вместе с игрой или работают на соседнем мониторе. На старых играх с API Directx 11/10/9 виртуальные потоки не влияют на производительность или даже тормозят. И тому есть гипотеза: большинство топ игр изначально готовились для приставок XBOX и PS, где установлены процессоры AMD без виртуальных потоков, а значит игры заточены под физические ядра и после переноса на PC игровой движок ошибочно воспринимает потоки, думая, что это физические ядра.

С другой стороны, все новые «игровые» процессоры выпущенные с 2020 года будут иметь виртуальные потоки.

Почему не подходят старые 6 и 8 ядерные процессоры?

Старые процессоры, выпущенные до 2017 года завершают свой жизненный цикл (особенно на DDR3 памяти). Каждые два года игры и софт становится более требовательным к таким показателям процессора: — объем и скорость кэш-памяти;
— набор инструкций и алгоритмов в процессоре (ускоряют сложные расчёты); — скорость и объем оперативной памяти; Проще говоря ядра старых процессоров не достаточно быстры как у новых и они банально не смогут успевать прорабатывать игровые сцены и расчеты для современных видеокарт. Такая же ситуация обстоит и со старыми Intel Xeon процессорами с алиэкспресс. Ядер много, электричества ест много, а толку в современных играх все меньше и меньше.

Тактовая частота теперь не на первом месте как это было 10 лет назад.

Есть ли смысл в DDR5?

В 2022 году новая линейка процессоров Intel 12XXX совместима с оперативной памятью нового поколения DDR5 и благо совместимы ещё с DDR4. Как показывают многочисленные тесты, преимуществ от использования DDR5 редко превышает 5%, поэтому выбор в пользу DDR5 оправдан только для работы и сборки сервера с высокой нагрузкой где можно оправдать расходы на дорогую DDR5 память. В играх же наблюдается даже отрицательный результат из-за высокой задержки отклика чипов памяти (CL) 5-го поколения по сравнению с доступным сегодня на рынке DDR4. При этому учитывайте, что DDR5 на 1 квартал 2022 года стоит в два раза дороже чем аналогичная схема DDR4.

К сборке игровой системы на DDR5 рекомендуем присмотреться только в середине 2023 года, когда выйдет новое поколение процессоров Intel 13XXX и AMD 7XXX. В которых будет улучшена совместимость с DDR5, а также на рынке будет достаточно новых схем DDR5 с более низкой ценой, лучшей скорости и меньшей задержкой отклика чипов.

AMD или Intel?

Каждый бренд имеет свои незначительно плюсы и минусы. Выбор зависит от фанатизма, опыта и разочарований в прошлом и кошелька. Аргументы в пользу AMD: — AMD инноватор: первый массовый 64 битный процессор, первые многоядерные процессоры (и «народные»). Благодаря этим инновациям, AMD толкает зазевавшийся Intel развиваться и заставляет ощутимо снижать цены; — Процессоры и видеоускорители этого бренда используются в игровых приставках XBOX и PS; Аргументы в пользу Intel: — Бренд десятилетия лидирует по продажам и внушает заслуженного доверия; — Лучшие процессоры для ноутбуков (но AMD догоняет); — Большая часть старого софта и игр (на API Directx 11) лучше оптимизированы под процессоры Intel;

Опубликовано: 08.08.2021 (обновлено: 19.01.2023 ) , автор NA88

4 ядра или 6 ядра в чем разница

Со времён появления двух ядер идёт непримиримая борьба за истину. Одни геймеры уверены, что много ядер современным играм не нужно. Мало того, эти ребята уверяют, что больше – хуже, ведь предпочтительнее взять процессор с максимальной тактовой частотой. Другие – полагают, что ядра – это ключ к будущему, а значит нужно запасаться 16-ядрами уже сегодня, ведь завтра может быть поздно. На самом деле впадать в крайности мы не будем, поскольку всегда нужно подвергать и тут и другую позицию критическому анализу. В данном случае стоит попытаться оценить влияние того или иного количества ядер на прирост количества кадров в секунду. Делать это мы будем без использования синтетических тестов, которые может и показывают точные данные, но очень мало коррелируют с существующими на рынке играми.

реклама

Ну а помогут нам ребята с канала Testing Games. Они взяли процессор Core i9-11900K и проанализировали его работу в нескольких играх, попеременно включая от одного до всех восьми ядер. Тактовая частота при этом оставалась на базовом уровне. В качестве видеокарты задействовали скоростную GeForce RTX 3080, а игровое разрешение не превышало 1080р. Отметим, что для многих игр можно было выставить 4К, но в данном случае команду интересовал показатель зависимости fps от количества ядер, что отлично фиксируется на низких разрешениях. Изучить результаты можно на таблице ниже.

Если вы уже внимательно рассмотрели таблицу, то понимаете, что сегодня двухъядерные процессоры не предназначены для игр. Мало того, даже некогда популярные 4-ядерные камни не способны обеспечить достойную производительность с новым поколением видеокарт. Вам просто не хватит этих ядер, а CPU не раскроет GPU, как это банально не звучит. Стоит учитывать, что 4 ядра несмотря на сильное отставание от шести и восьми могут стать временные решением, особенно когда вы хотите подкопить денег на более мощный 6-ядерник или просто ждёте выхода нового поколения, которое должно принести буст без увеличения ядер.

Что до выбора более дорогих процессоров на 8 ядер и больше, и 6-ядерных камней, то здесь ответ однозначный: если у вас есть лишние деньги, которые вам просто некуда потратить, побалуйте себя 8-ядерным или даже 16-ядерным процессором. Вы сможете его показать своим знакомым, которые несомненно будут за вас рады. Кроме того, такой камень будет бить рекорды в синтетических тестах, а также сложных задачах, с которыми сталкивается 1% всех пользователей ПК. В случае, если деньги у вас не валятся из карманов, лучше взять популярную модель на 6 ядер. На самом деле выбор огромен, от Ryzen 5 3600, до Core i5-11600K. Можно ограничиться и менее дорогими процессорами прошлых поколений, или взять что-то попроще, например Core i5-11400.

Сколько ядер нужно для игр? Тестирование в 18 играх

В наше время принято считать, что двухъядерный процессор – это удел бюджетных компьютеров. «Настоящий» CPU начинается с 4-х ядер. Долгое время этого действительно было достаточно, и многочисленное ПО с успехом использовало все предоставляемые ресурсы. Сейчас же вполне обычными стали 6-ядерные процессоры и далее более «ядреные». Насколько актуально увеличение многопоточности в играх? Ресурс uk.hardware.info провел тестирование с целью определить, сколько ядер нужно для игр, где предел разумности наращивания этих вычислительных блоков при выборе процессора и, соответственно, трат на отнюдь не дешевые «камни». Предлагаю вольный перевод этого тестирования.

Цель проверки и участники

Цель – определить, сколько денег готовить для покупки процессора, о котором можно будет не беспокоиться, что он станет узким местом в собираемой игровой системе. Естественно, это тестирование интересно для того, чей бюджет, выделенный для приобретения комплектующих, небезграничен, и хочется наиболее эффективно вложить каждый рубль в гигагерцы (гигабайты и т. п.).

Cores_schema

Попутно попытаемся решить, во что инвестировать лучше всего, в дополнительные ядра процессора, или в более быстродействующую видеокарту, или же купить модули память чуть большей производительности. Важно понять, насколько та или иная игра способна работать с несколькими ядрами и насколько увеличивается быстродействие (если увеличивается вообще) c ростом их количества.

Для тестирования был собран следующий стенд:

  • Процессор — Intel Core i9 7900X Skylake-X 10-core CPU @ 4.5 ГГц.
  • Материнская плата — ASUS Strix X299-XE Gaming.
  • Память — G.Skill Trident Z 32 ГБ DDR4-3200 CL14.
  • Видеокарта — NVidia GeForce GTX 1080 Ti.
  • Накопитель — 2x SSD Samsung 840 Evo 1ТБ.
  • ОС — Windows 10 64-bit (1803 Update).

Также проверки проводились с использованием процессора AMD, для чего был собран следующий стенд:

  • Процессор – AMD Ryzen 7 2700X на штатных частотах и с использованием всех доступных ядер.
  • Материнская плата — Asus Crosshair VII Hero WiFi.
  • Память — G.Skill Trident Z 32 ГБ DDR4-3200 CL14.
  • Видеокарта — NVidia GeForce GTX 1080 Ti.
  • Накопитель — 2x SSD Samsung 840 Evo 1ТБ.
  • ОС — Windows 10 64-bit (1803 Update).

Выбранный процессор Intel позволяет отключать ядра и потоки для имитации CPU с разной конфигурацией вычислительных блоков.

Тестирование осуществлялось в нескольких разрешениях экрана: FullHD, WQHD и Ultra HD при средних и ультра настройках графики. Забегая немного вперед, в высоких разрешениях «бутылочным» горлышком становилась видеокарта, что снижает ценность проверки процессоров, но все же кое-какую информацию к размышлению дает.

Результаты тестирования

Assassin’s Creed Origins (DX11)

Игра хорошо масштабируется, но только до определенного предела.

Cores_Assassin

Двухъядерный процессор явно уже не годится, т. к. существенно снижает быстродействие, а оптимальным оказывается наличие 4-х ядер, причем в конфигурации с 8-ю потоками, либо же процессор с 6-ю ядрами без HyperThreading. Дальнейшее увеличение ядер если и приносит результат, то уже не столь существенный.

Call of Duty: WW2 (DX11)

Игра, мягко говоря, не очень в курсе с тем, что делать с увеличением количества ядер.

Cores_CoD

Разница, хотя и весьма небольшая, наблюдается разве что при разрешении FullHD при средних настройках. С увеличением качества картинки минимальный разброс результатов вполне можно списать на погрешности измерения.

Destiny 2 (DX11)

Cores_Destiny

Этой игре нужен процессор с 4-мя ядрами, как минимум. Впрочем, большее их количество оказывается невостребованным. Справедливости ради надо сказать, что это верно для невысоких разрешений (не более FullHD) и для средне-высоких настроек графики.

С возрастанием нагрузки на видеокарту роль процессора в быстродействии снижается, и разницы между самым «хилым» двухъядерником и топовым CPU сводится к нулю.

F1 2017 (DX11)

Здесь похожее поведение, что и в прошлой игре.

Cores_F1

Двухъядерник заметно снижает производительность, но, опять-таки, при не самых высоких разрешениях. Начиная с ультра настроек в 1440p разница между «камнями» минимальна. Впрочем, несколько выделяется 10-ядерник в некоторых режимах. Да и Ryzen очень хорошо себя чувствует именно при высокой нагрузке.

Far Cry 5 (DX11)

Еще одна игра, которая равнодушна к количеству ядер у процессора.

Cores_FarCry

При высоких разрешениях чуть выделяются CPU в конфигурации 6C/12T и 10C/20T, но, право, увеличение FPS настолько незначительно, что это не оправдывает переплату за эти ядра.

Final Fantasy XV (DX11)

Можно сказать с уверенностью, что двухъядерный процессор — «тормоз» для этой игры в разрешениях FullHD и 1440p.

Cores_Final_Fantasy

Впрочем, и к варианту с 4-мя ядрами и без HyperThreading могут быть претензии. Все что выше – показывает очень близкие результаты. AMD Ryzen хорош во всех режимах.

Fortnite (DX11)

Cores_Fortnite

Единственное заметное различие – при разрешении FullHD и средних настройках качества изображения. Отстали двухъядерный Intel и, как ни странно, у AMD результаты ниже примерно на 15%. Остальная группа «товарищей» держится очень сплоченно. При увеличении нагрузки на графический процессор разница между CPU нивелируется.

Ghost Recon: Wildlands (DX11)

Еще одно подтверждение, что два ядра по нашим временам уже мало.

Cores_Ghost

В условиях, когда видеокарта еще не загружена «под завязку», недостаток вычислительных блоков проявляется заметно.

Можно заметить, что во всех режимах 6-ядерники уступают 4-ядерникам, причем наличие двух дополнительных «железных» ядер уступает четырем потокам HyperThreading. Справедливости ради, речь идет о разнице в 1-2 FPS, и этим вполне можно пренебречь.

Middle Earth: Shadow of War (DX11)

Опять привычная уже картина – при невысокой нагрузке на видеокарту, двухъядерник отстает.

Cores_Middle_Earth

Начиная с конфигурации 4С/4Т разницы между процессорами практически никакой.

Need for Speed: Payback (DX11)

Движок Frostbite, на котором построена эта игра, знает, как распоряжаться предоставляемыми ресурсами.

Cores_NfS

Правда, наиболее заметный прирост происходит при переходе с 2-х на 4 ядра, причем, желательно, чтобы был еще и HyperThreading. Либо 6 ядер в любой конфигурации.

PlayerUnknown’s Battlegrounds (DX11)

Хорошо чувствуют себя процессоры с 4-мя ядрами и выше.

Cores_PlayerUnknown

Двухъядерник уступает в большинстве вариантов. Причем, наибольший эффект достигается при наличии 6-ти ядер.

Prey (DX11)

Игра плохо масштабируется по ядрам.

Cores_Prey

Разве что на максимальных настройках в FullHD процессоры выстраиваются в соответствии с иерархией. А в 4K двухъядерник позволяет получить то же количество FPS, что и десятиядерник. Причем, заметно явное благоволение к наличию HyperThreading, хотя эффект от его использования исчисляется несколькими FPS.

В низких разрешениях хуже всего проявляет себя AMD, уступая всем и заметно. Правда, чем выше разрешение и настройки графики, тем оправданнее использование именно этого «камня».

Total War: Warhammer (DX11)

Игра хорошо относится к наличию у процессора 6 ядер.

Cores_TotalWar

В большинстве случаев это оказывается оптимальным вариантом.

The Witcher 3 (DX11)

«Ведьмак» слабо реагирует на многоядерность.

Cores_Witcher

Практически все преимущество дает переход с 2-х на 4 ядра. Да и то, проявляется это при FullHD и средних настройках графики.

Battlefield 1 (DX12)

Движок Frostbite хорошо масштабируется вплоть до 6 ядер и 12 потоков.

Cores_Battlefield

Дальнейшее увеличение «крутизны» процессора уже никак не сказывается. Оптимальным выбором оказываются именно шестиядерники, или, в крайнем случае, четырехъядерник, но обязательно с HyperThreading «на борту».

Неплохо выглядит AMD Ryzen, хотя и проигрывая в разрешении FullHD, но в 1440p показывает практически те же результаты, в то время как Intel «опускается» до уровня AMD.

Forza Motorsport 7 (DX12)

Cores_Forza

Игра также хорошо масштабируется, и наличие 8 потоков или 6 ядер – оптимальная конфигурация для Forza Motorsport 7. Все, что ниже – будет являться «узким местом» в системе.

The Division (DX12)

Двух ядер для этой игры мало.

Сколько ядер нужно для игр

Нужно хотя бы вдвое больше, и желательно с HyperThreading. Дальнейшее увеличение многоядерности прибавления FPS не приносит. И опять, наличие 8 потоков или 6 «железных» ядер – самый оптимальный вариант.

Wolfenstein 2: The New Colossus (Vulkan)

Сколько ядер нужно для игр

Игра, использующая собственный движок и собственное же APi, больше всего нагружает видеокарту, а какой используется процессор – это уже не столь важно. Небольшое увеличение FPS при наличии 6 ядер наблюдается, но разница укладывается в несколько процентов.

Заключение. Многоядерность – так сколько ядер нужно для игр?

Как показало тестирование, наиболее «ядерозависимыми» являются игры Forza Motorsport 7, Assassin’s Creed: Origins, Battlefield 1 и Need For Speed Payback. Естественно, речь идет, за редким исключением, о разрешениях FullHD и не самых высоких настройках графики.

Разница в производительности между двухъядерником и 10-ядерником может доходить до двукратной. Использование 4-х ядер снижает этот гандикап вдвое, доводя до 50%, а наличие HyperThreading сводит притягательность топовых «камней» почти на нет. В ряде случаев заметна разница при наличии удвоенного числа потоков по отношению к ядрам.

Cores_i9

С ростом разрешения экрана в подавляющем большинстве случаев разницы между CPU нет, т. к. в данном случае основная нагрузка ложится на видеопроцессор.

Если говорить о привлекательности с точки зрения показываемой процессорами производительности, то ситуация во многом зависит от того, в каком разрешении запускаются игры.

  • 1080p (FullHD). При средних настройках графики оптимальным выбором являются процессоры начиная с 4C/8T до 6C/12T. Невысокая загрузка видеокарты, особенно топовой, выявляет недостаток производительности двухъядерного процессора. При переходе же на ультра настройки, разница между CPU сокращается. AMD Ryzen показывает результаты на уровне интеловского 4C/8T.
  • 1440p. Здесь больше сказывается производительность видеокарты, нежели процессора, что отражается в небольшой разнице между процессорами. Даже двухъядерник уступает от силы 7-8%, и то при средних настройках графики переход к «ультре» снижает процессорозависимость. Очень привлекательным становится AMD.
  • 2160p. Все зависит от возможностей видеокарты. Преимущества того или иного CPU исчисляются долями процента, максимум – 1-2%, чем вполне можно пренебречь. Преимуществ у мощного, и дорогого, 10-ядерного CPU перед более доступным 4-ядерным практически нет.

Если переходить к выбору CPU, то, строго говоря, даже такие бюджетные решения, как Intel Pentium G4560, Pentium G5400 и сходные с ними вполне справляются со своей задачей. И все же не стоит обольщаться. Более мощные процессоры позволят получить больше кадров в минуту, обеспечить отсутствие или сведение к минимуму «проседания» FPS за счет более высоких вычислительных возможностей. Время двухъядерников уходит.

Сложно представить ситуацию, когда к топовой видеокарте (а, скорее всего, и к не самой дешевой материнке, памяти и т. п.) в компанию приобретается бюджетный CPU. Раскрыть возможности видеокарты не удастся. Разве что на высоких разрешениях.

А вот вариант с 4C/12T или 6C/6T выглядит уже гораздо более привлекательным. Причем, вариант 6C/12T более-менее заметных преимуществ не дает. Наличие же 10 и более ядер для игр никакого значения не имеет.

При переходе к высоким разрешениям внимание должно переключаться не столько на процессор, сколько на возможности и класс видеокарты. Именно она становится ограничителем в достижении больших значений FPS и высоких настроек графики.

Что же касается многоядерности, то тут возникает несколько другая ситуация. Если все же FullHD для вас мало, то, учитывая невысокое масштабирование игр по ядрам, лучше отдать предпочтение более высокой частоте их работы, нежели количеству, но с меньшим количеством МГц. А если еще и будет возможность разогнать такой процессор, то тогда совсем все хорошо.

Если рассматривать вопрос, что лучше, процессор с HyperThreading или без, то, если судить по результатам тестирования, CPU c 4С/8Т практически соответствует 6С/6Т, хотя последний чуть лучше в низких разрешениях. Ну а если брать комбинацию 6С/12Т, то получаем практически идеальный вариант, который позволит получить максимальное количество FPS, и при этом можно не бояться появления каких-либо «провалов» при большой нагрузке.

Это все ситуация на сегодняшний день. А что будет завтра, с выходом новых игр или новых их версий? Было бы неплохо знать, насколько разработчики уделяют времени масштабированию игровых движков, но сие знание тайное, и как-то не особо афишируемое. На данный момент это явно не в главных приоритетах у создателей игр.

С одной стороны, использование 4-х ядер/потоков в подавляющем большинстве случаев гарантирует максимальную или близкую к таковой производительность в разрешениях не более FullHD. Посему и заниматься распараллеливанием вычислений надобности нет.

Что же касается перехода на 2К, 4К и выше, тут понадобятся уже более серьезные вычислительные мощности, но возникает другая проблема – существующие видеопроцессоры пока что с трудом «переваривают» такую нагрузку, а посему, и заниматься масштабированием на несколько ядер необходимости нет, т. к. 4-6 вполне справляются с тем, чтобы загрузить видеокарту «по ватерлинию».

Вот выйдет новое поколение графических чипов (ожидаемое в скором времени NVidia 11-го поколения), тогда и посмотрим.

И все это приводит к следующему. Даже для топовой, или предтоповой, игровой системы лучшим выбором является процессор минимум с 4-мя ядрами и 8-ю потоками, или же вариант с 6-ю ядрами. Идеальный вариант, если у них еще будет разгонный потенциал.

Это, кстати, оптимально и по цене, ибо такие «камни» вполне доступны. Например,6-ядерный Intel Core i5 8600K обойдется примерно в 18000 руб., вариант с HyperThreading в виде Intel Core i7 8700K уже тысяч на 6 дороже. Кстати, 4-ядерный 8-поточный i7 7700K идет примерно в ту же цену. Чуть дешевле, примерно на 1000 руб., AMD Ryzen 7 2700X.

Для примера, самый дешевый 10-ядерный Intel Core i9 7900X, который может дать дополнительные несколько FPS, обойдется минимум вдвое дороже, чем i7 8700K. Не забудем, что это уже совсем другой уровень, и материнская плата понадобится уже совсем другая, с сокетом 2066.

Так что, многоядерность – это неплохо, но и про мегагерцы забывать не стоит, игры их любят. Хороших и быстрых процессоров, высоких FPS и победы над врагами!

Что важнее: ядра или потоки?

Одна из важнейших характеристик современного процессора — количество ядер и потоков. Это непосредственно влияет на цену и производительность, поэтому нужно четко понимать преимущества и минусы конкретной модели процессора.

Большинство современных процессоров поддерживают многопоточность. У Intel технология многопоточных вычислений называется Hyper Threading (HT) у AMD — Simultaneous Multithreading (SMT). Если не вдаваться в технические подробности, ее суть в том, что система определяет одно физическое ядро процессора как два логических (виртуальных). На практике это позволяет загрузить физическое ядро процессора вторым потоком команд, если первый поток простаивает. То есть ядро используется более эффективно и выполняет больше работы.

Ядра и потоки указаны в утилите GPU-Z

Процессор с поддержкой HT или SMT всегда имеет в два раза больше потоков, чем ядер. Для краткости это может обозначаться следующим способом: 4C/8T (от английского cores — ядра, threads — потоки).

В продаже есть множество моделей с разным количеством ядер и потоков, поэтому нужно разобраться, что лучше и какой процессор выбрать. Особенно это важно, когда нужно выбрать процессор на замену. Информация в статье актуальна для процессоров Ryzen и Intel Core начиная с шестого поколения.

Одинаковое число ядер

Пример: Ryzen 5 3500 — 6 ядер / 6 потоков, Ryzen 5 3600 — 6 ядер / 12 потоков

Если сравнивать процессоры с одинаковым количеством ядер, но разным количеством потоков, то все очевидно. При прочих равных условиях будет лучше процессор с большим количеством потоков. Это не всегда дает существенное преимущество, так как нужна еще оптимизация и поддержка со стороны программного обеспечения. Однако в совместимых программах производительность будет выше.

Переплата не всегда оправдана. Процессоры Ryzen 5 3500 и Ryzen 5 3600 имеют по шесть ядер, но отличаются объемом кэша и поддержкой SMT. Разница между ними составляет примерно 3500 рублей, а между обычным R5 3500 и R5 3600X около 5500 рублей. При этом все эти процессоры можно разогнать, а разница в некоторых играх практически не видна. Другое дело, если нужен профессиональный софт, например, для монтажа видео. Там многопоточность лишней не будет точно.

Также стоит отметить, что запаса на будущее больше у многопоточного процессора. При условии, что используемое программное обеспечение эффективно работает с потоками.

Одинаковое число потоков

Пример: Core i7−7700K — 4 ядра / 8 потоков, Core i7−9700K — 8 ядер / 8 потоков

В этой ситуации предпочтительнее будет процессор с восемью полноценными ядрами, даже если не брать во внимание разницу в поколениях. Ведь физические ядра мощнее чем виртуальные.

Если смотреть со стороны поддержки софта, то большее количество физических ядер беспроблемнее. К примеру, в ранних версиях Cyberpunk 2077 технология SMT не использовалась. То есть пользователи многопоточных процессоров AMD не получали преимущества.

Разное число ядер и потоков

Пример: Core i7−7700K — 4 ядра / 8 потоков, Core i5−9600K — 6 ядер / 6 потоков

Сложнее дело обстоит, когда нужно сравнить процессоры с разным количеством ядер и потоков. В линейке процессоров Intel и AMD есть модели как с HT и SMT, так и без них. К примеру, Intel Core i7−7700K имеет четыре ядра и восемь потоков, в то время как у Intel Core i5−9600K на два ядра больше, но потоков всего шесть. Сложно сказать навскидку, что лучше, так как в первом случае процессор имеет большее число потоков, а во втором — физических ядер.

В этом случае важно понимать, что значение имеют не только количество ядер и потоков, но и другие характеристики процессора и системы: объем кэша, архитектура, контроллер памяти и т. п. При различных сценариях использования это может как не влиять вовсе, так и быть решающим фактором. Процессоры разного поколения могут существенно отличаться по производительности, поэтому при непосредственном сравнении преимущество, скорее всего, будет у более нового процессора.

Когда речь идет о сборке ПК с нуля, то в большинстве случаев будет предпочтительнее взять более новый процессор. Однако если нужно оценить перспективы апгрейда с более старого процессора, то лучше смотреть прямые сравнения. В нашем случае по видео видно, что у шестиядерного процессора загрузка бывает чуть выше, но производительность сильно не отличается. Стоит ли в этом случае менять Core i7−7700K на Core i5−9600K, вопрос очень спорный.

Такая же ситуация повторяется и с более новым Core i3−10100, который также имеет четыре ядра и восемь потоков. В сравнении с Core i5−9400 он показывает примерно равную производительность.

Как не ошибиться при выборе

При выборе процессора нужно обязательно уточнять количество потоков. В описании товара интернет-магазины, как правило, не указывают количество потоков, ограничиваясь только физическими ядрами. Здесь нет неточности или уловки, но чтобы узнать количество потоков, нужно смотреть подробные характеристики.

Фото: DNS

Производители не придерживаются какой-то определенной схемы. Разные поколения процессоров Intel могут как поддерживать HT, так и нет. К примеру, Intel Core i5−9400 не поддерживает HT, но Intel Core i5−10400 уже поддерживает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *