Почему игровые мониторы имеют частоту обновления 144 Гц?
В последнее время всё чаще можно встретить на прилавках магазинов мониторы с частотой обновления картинки 144 герц. Что же такое «частота обновления»? Это то, сколько раз дисплей обновляет картинку за одну секунду. 60 Гц дисплеи обновляют изображение 60 раз в секунду. Зачем вообще это нужно? Нам всем прекрасно жилось при 60 герцовых мониторах. В действительности всё немного иначе. Миф про то, что глаз человека способен различать лишь 24 кадра — миф. То же касается и 150 кадров, о которых так часто говорят в последнее время. Глаз человека способен различать более 1000 кадров в секунду, и до конца не известны точные цифры, поэтому наличие мониторов с частотой обновления кадров более 60 Гц вполне оправдано.
Почему в мониторах используется частота 144 герц?
FPS и герцы — одно и то же?
Нет. FPS (framerate per second) — число кадров в секунду. Игра может работать с числом кадров 120, но если монитор поддерживает лишь частоту 60 Гц, половина кадров будут отброшены и не показаны пользователю. И при этом монитор с частотой 144 Гц может не раскрывать себя, если игра будет иметь меньшее число кадров. Именно поэтому, покупая подобный монитор, стоит задуматься и о том, чтобы видеокарта вашего компьютера смогла «переваривать» игры со 144 кадрами в секунду.
Почему 144 Гц?
И действительно, почему производители выбрали именно число 120 или 144? Почему не 150 герц? Вопрос интересный, и ответ лежит на поверхности. 144 — это 24 умноженное на 6. Все текущие герцовки дисплеев делятся на 24: 120 Гц, 144 Гц, 240 Гц, 360 Гц. К слову, сегодня компания Nvidia в партнерстве с ASUS представила дисплей с частотой обновления кадров 360 герц и технологией G-Sync. Его продажи начнутся в 2020 году, а стоимость пока не раскрывается. Но очевидно, стоить он будет явно дороже 700 долларов.
Nvidia представила монитор с частотой обновления 360 Гц
Почему же числа делят на 24? И откуда вообще взялись те самые 24 кадра?
Всё началось с того времени, когда частота обновления картинки монитора зависела напрямую от частоты электричества. В США она равнялась 60 Герц или 59,94 Гц, а в Европе 50 Гц. Откуда взялись цифры 60 и 50? В начале 20 века США и ряд стран Азии выбрали стандартом 60 Герц (NTSC), а в Австралии и странах Европы 50 Гц (PAL). Дело в том, что именно начиная с 50 Гц человеческий глаз перестает замечать мерцания лампы накаливания.
При этом фильмы в США делались с частотой 24 кадра. Эта цифра была взята практически с потолка в сентябре 1927 года Комитетом номенклатуры и стандартов США. В Европе же фильмы снимали с частотой 25 кадров в секунду. Сегодня современные мониторы и телевизоры имеют частоту кадров, которая делится на 60 или 24, просто потому, что стандарт NTSC стал более популярным во всём мире.
К слову, игры в далекие времена разрабатывались в основном в США и Японии, поэтому они адаптировались под стандарт NTSC и работали с 60 Гц мониторами. В связи с этим игроки в Европе могли ощущать замедление геймплея на 17%, разработчики игр адаптировали их под 50 Гц, но это приводило к необходимости переписывать код и появлению багов в играх. А чтобы поправить проблему со звуком, было принято делить фреймрейт на 1,001, именно поэтому можно встретить фреймрейты 59,94, 29,97, 23,976.
Чего ждать в будущем?
Можно ожидать появления экранов с обновлением картинки 480 Гц, 600 Гц и даже 720 Гц. Однако это случится не скоро, ведь процесс увеличения кадров ударяет в первую очередь по производителям железа — это серьёзный вызов. Не каждая видеокарта способна показывать без задержек 4K-видео при 60 кадрах в секунду, поэтому ждать широкого распространения даже мониторов с 360 Гц частотой в ближайшие пару лет не стоит.
Что же мы имеем в итоге? За счёт популярности стандарт NTSC во всём мире стало популярным использование герцовки, которая делится на 24 или 60. А что думают по этому поводу наши читатели? Делитесь мнением в комментариях ниже.
Сильно ли заметна разница 144 Гц и 60 Гц на мониторе?
Частота обновления и время отклика – это очень важные характеристики любого игрового монитора.
Частота обновления – это показатель того, сколько кадров в секунду способен отображать монитор, измеряемая в герцах (Гц). Так, монитор 60 Гц выводит 60 кадров в секунду, а монитор с частотой 144 Гц, как у монитора MOBIUZ EX2710 – в два раза больше, целых 144 кадра. Частота обновления в 60 Гц – это вполне достаточно для большинства пользователей. В игровом мире, высокая частота обновления дает возможность быстрее реагировать на происходящее, а картинка на экране будет выглядеть более плавной и не размытой. Но по-настоящему почувствовать эту разницу получится, только в случае, если все остальное железо достаточно мощное и сможет поддержать такую быструю частоту обновления.
Второй важный показатель – это время отклика. Время отклика — это скорость, с которой каждый из кадров выводится на экран. Игровой монитор MOBIUZ EX2710 имеет время отклика 1 мс, в то время как другие мониторы могут доходить до 5-6 мс или даже 30 мс.
Вместе два эти показателя — частота обновления и время отклика говорят о том, как быстро работает данный монитор, а для геймеров быстрота реакции имеет первостепенное значение, особенно в динамичных видеоиграх, где картинка меняется очень быстро.
Смотрите обзор монитора и сравнение герцовки по ссылке:
Нужен ли вам монитор с частотой обновления 144 Гц, 240 Гц или 300 Гц?
Мониторы с частотой обновления в диапазоне от 144 Гц, 240 Гц, 300 Гц и выше в основном предназначены для сетевых игр с быстро меняющимися картинками. Покупка такого монитора может быть неоправданной тратой, если вы цените качество изображения выше частоты кадров.
Если вы ищете новый монитор, у вас может возникнуть соблазн купить монитор с самой высокой частотой обновления, которую вы можете себе позволить. Но есть несколько вещей, которые необходимо рассмотреть, прежде чем переходить на полную частоту 240 Гц, 360 Гц и выше.
Что такое частота обновления?
Частота обновления – это количество обновлений вашего монитора в секунду, измеряемое в герцах (Hz). Стандартный настольный офисный монитор с частотой 60 Гц, обновляется 60 раз в секунду, что достаточно быстро для большинства простых компьютерных задач. Большинство телевизоров также работают на частоте 60 Гц, хотя новый стандарт вдвое быстрее – 120 Гц.
Монитор, который обновляется с частотой 120 Гц, отображает в два раза больше изображений в секунду, чем монитор, который обновляется с частотой 60 Гц. Термин “высокая частота обновления” может толковаться по-разному, но, вообще он подразумевает все, что выше 144 Гц. Часто можно встретить игровые мониторы с частотой обновления 165 Гц, 175 Гц, 240 Гц и выше.
Зачем покупать монитор с частотой 144 Гц, 240 Гц или 300 Гц?
Чем больше кадров отображается в секунду, тем более плавным будет движение на экране. Вы получите больше обратной связи о том, что происходит в играх, и монитор будет реагировать на ввод быстрее, чем модели с более низкой частотой обновления. Это улучшение частоты обновления также будет видно на рабочем столе и при просмотре веб-страниц.
Мониторы с высокой частотой обновления и высоким разрешением (например, Gigabyte 4K M32U), стоят дороже; цена начинается примерно с 500 долларов и достигает нескольких тысяч. Для сравнения, вы можете приобрести монитор с разрешением 1080p или 1440p с частотой обновления 240 Гц гораздо дешевле, чем 4K или сверхширокий монитор с большим количеством пикселей — например, за 200 долларов.
Вы не всегда заметите разницу
Когда дело доходит до увеличения частоты обновления, вы с гораздо большей вероятностью заметите разницу между 60 Гц и 120 Гц, чем при переходе с 240 Гц на 360 Гц. То же самое относится и к частоте кадров в целом, когда вы сравниваете устаревшую версию со скоростью 30 кадров в секунду с ремастером со скоростью 60 кадров в секунду. Преимущества гораздо более очевидны на нижнем конце спектра.
Некоторые даже заявляют, что они не могут отличить 60 Гц от 120 Гц, подтверждая тот факт, что в качестве базового для большинства геймеров целевой показатель 60 кадров в секунду достаточно хорош. Многие предпочитают превосходное качество изображения, используя в современных играх такие методы, как тени с трассировкой лучей и глобальное освещение.
В 2020 году ASUS выпустила PG259QN – первый в мире игровой монитор с частотой 360 Гц. С тех пор появилось множество мониторов с высокой частотой обновления, таких как ViewSonic Elite XG250 (280 Гц), MSI Oculux NX253R (360 Гц) и Acer Nitro XV272U (300 Гц), все они продаются в киберспортивной среде.
В то время технический канал Linus Tech Tips решил проверить, кто из сотрудников сможет отличить монитор ASUS с частотой 360 Гц от нескольких мониторов с частотой 240 Гц. Несмотря на небольшой размер выборки, большинство не смогли определить разницу между мониторами, и даже те, кому удалось угадать, описали разницу как “тонкую” и едва заметную.
Более высокая частота обновления может сделать вас лучшим игроком и дать вам преимущество, обеспечивая более плавное движение и более актуальную обратную связь о том, что происходит на экране. Но, возможно, есть предел, после которого большинство тех, кто не участвует в киберспортивной программе, заметят разницу. Погоня за все более высокой частотой обновления – это игра с убывающей отдачей.
Как насчет мониторов с частотой 500 Гц?
Не смотря на вышесказанное, на выставке CES 2023 Alienware анонсировала монитор AW2524H с частотой 500 Гц, а ASUS представила ROG Swift Pro PG248QP, который при правильной настройке может достигать 540 Гц. Сможете ли вы заметить разницу между 360 Гц и 500 Гц? Возможно. Есть ли смысл переплачивать для большинства людей? Вероятно, нет. Вдобавок ко всему, есть несколько серьезных компромиссов, на которые вам придется пойти, если вы хотите преодолеть барьер в 500 Гц.
Оба монитора имеют разрешение только 1080p, чего и следовало ожидать, если вы хотите сгенерировать достаточное количество кадров, чтобы в полной мере использовать их преимущества. В обоих используются панели типа TN, что также ожидаемо, поскольку панели типа TN обеспечивают более быстрое время отклика за счет как углов обзора, так и цветопередачи. Эти мониторы уделяют приоритетное внимание обработке движения практически по всем показателям, включая общее качество изображения.
Если вы не имеете в виду очень конкретный вариант использования, то даже монитор с частотой 360 Гц может не стоить затрат на него. Мы бы рекомендовали воочию ознакомиться с этими мониторами, чтобы решить, стоят ли они своих денег и готовы ли вы пойти на компромисс в качестве изображения. Вам также нужно будет убедиться, что ваш компьютер справится с этой задачей.
Более высокая частота обновления требует более высокой частоты кадров
Нет смысла покупать монитор с частотой обновления 240 Гц и выше, если вы не можете воспроизводить 240 кадров в секунду (или близко к тому) в играх, в которые хотите играть. Самая высокая частота обновления идеально подходит для тех, кто играет в сетевые соревновательные игры, где многие игроки выбирают более низкое качество графики, чтобы получить как можно больше кадров.
Если вы не играете в подобные игры или у вас нет системы, позволяющей запускать игры с частотой кадров, максимально использующей частоту обновления вашего монитора, возможно, не стоит покупать монитор с самой высокой частотой обновления, которую вы можете себе позволить.
Если вы в основном играете в режиме одиночной игры, вы можете предпочесть более высокое разрешение и более низкую частоту обновления. Если вам трудно добиться скорости выше 120 кадров в секунду в ваших любимых играх, современная панель с частотой 120 Гц (например, 42-дюймовый LG C2 OLED) даст вам больше отдачи. Возможно, вы предпочтете более качественную HDR-графику, выбрав монитор с большой пиковой яркостью для более захватывающей одиночной игры.
Всегда можно привести аргумент в пользу покупки монитора с более высокой частотой обновления, чем вам нужно прямо сейчас, с намерением преодолеть этот порог при будущем обновлении. Но игры не всегда развиваются в этом направлении. В подавляющем большинстве игр мы с большей вероятностью увидим более качественные текстуры, лучшее освещение и более реалистичные отражения и тени, чем большие скачки в производительности.
Какая скорость слишком высокая?
Является ли частота обновления “слишком высокой”, чтобы оправдать затраты, зависит от двух переменных: вашей способности воспринимать более высокую частоту обновления (в идеале при слепом тестировании) и количества кадров, которые ваш компьютер может выдавать в выбранных вами играх. Чтобы подходить под описание, вы, вероятно, будете играть в быстро развивающиеся сетевые игры, такие как Counter-Strike: Global Offensive, и стремиться к любому конкурентному преимуществу, независимо от стоимости.
На данный момент стоимость мониторов с более высокой частотой обновления значительно выше остальных. Но когда мониторы с частотой 240 Гц и выше станут такими же распространенными, как сегодня мониторы с частотой 60 Гц, покупать то, что сегодня кажется излишеством, будет выгодно.
Частота обновления – это не единственное, что следует учитывать при покупке монитора. Вам также стоит учесть скорость отклика пикселей, плотность пикселей и то, как монитор подключается к вашему компьютеру.
Зачем нужен 144-герцовый монитор?
Частота обновления экрана – это величина, показывающая, сколько раз в секунду дисплей обновляет картинку. Частота обновления измеряется в герцах [Гц]. Таким образом, частота обновления 144 Гц означает, что монитор обновляет содержимое экрана 144 раза в секунду, 120 Гц – соответственно 120 раз в секунду, и т.д. Купить
Что означает цифра 144 Гц в характеристиках монитора и чем 144-герцовый монитор отличается от 60-герцового? Давайте разбираться. В маркетинге компьютерных мониторов и телевизоров частоте обновления – 120 Гц, 144 Гц, 240 Гц, 360 Гц и даже 600 Гц (только у плазменных телевизоров) – уделяется большое внимание. Почему, спросите вы. Разобраться в этом несложно. Чему равна частота обновления экрана, столько раз в секунду дисплей показывает новую картинку. Это легко представить, проведя аналогию с частотой кадров в фильмах или играх. Если кино идет с частотой кадров 24 FPS (Frames Per Second, кадров в секунду), за одну секунду на экране друг друга сменяют 24 картинки, различные между собой. Аналогично, дисплей с частотой обновления 60 Гц за секунду показывает 60 «кадров». Это не совсем те же самые кадры, что в кино, потому что дисплей будет обновляться 60 раз в секунду независимо от того, изменился ли в содержимом экрана хотя бы один пиксель, и просто показывать то, что передает источник видеосигнала. Однако эта аналогия помогает лучше понять «физический смысл» частоты обновления экрана. Отсюда следует, что чем выше частота обновления, тем более высокую частоту кадров способен поддерживать монитор. С другой стороны, дисплей показывает только то, что передает источник сигнала, поэтому экран с более высокой частотой обновления не улучшит ваш визуальный опыт, если частота обновления вашего текущего монитора уже выше, чем частота кадров, формируемая источником сигнала.
Частота обновления экрана и гейминг
Рендеринг всех видеоигр обеспечивается аппаратной частью компьютера. Чаще всего (особенно это касается ПК-платформ) кадры передаются на монитор настолько быстро, насколько быстро они могут быть сгенерированы – это способствует более гладкому геймплею, поскольку чем меньше временной интервал между соседними кадрами, тем меньше входная задержка. Проблемы могут возникнуть в случае, когда рендеринг игровых кадров осуществляется с частотой, превосходящей частоту обновления дисплея. Например, при использовании 60-герцового дисплея для гейминга с частотой кадров на уровне 75 FPS вы можете столкнуться с так называемым «разрыванием картинки» (screen tearing). Это происходит потому, что дисплей, который принимает входной сигнал от видеокарты с регулярными временными интервалами, вынужден пропускать часть кадров. В результате вы получаете прерывистую динамику с нарушением целостности изображения. Большинство игр позволяют ограничить частоту кадров, но тогда вы не будете в полной мере использовать потенциал вашего игрового «железа». И какой отсюда выход? Более высокая частота обновления дисплея. То есть для быстрого гейминга нужно покупать монитор с частотой обновления по меньшей мере 120 Гц. Такой экран сможет без проблем поддерживать частоту кадров до 120 FPS, результатом чего будет намного более гладкий геймплей. Он также сможет компенсировать низкую или искусственно ограниченную с помощью опции V-sync частоту кадров (например, 30 FPS или 60 FPS), «повышая» ее до 120 FPS путем повторного (многократного) воспроизведения одних и тех же кадров. Апгрейд монитора по частоте обновления – 60 Гц, 120 Гц, 144 Гц – дает очень заметную разницу. В этом можно убедиться собственными глазами, но, конечно, не путем просмотра видеороликов на 60-герцовом дисплее. Кроме того, существуют отличные технологии переменной частоты обновления (VRR, Variable Refresh Rate), набирающие все большую популярность. Версия VRR от NVIDIA называется G-SYNC, от AMD – FreeSync, но принцип работы у них одинаковый. Дисплей с VRR запрашивает у видеокарты частоту кадров входного сигнала и подстраивает под нее свою частоту обновления. Это позволяет избежать разрывания картинки при любой частоте кадров – вплоть до значения, соответствующего максимальной частоте обновления монитора.
Выводы
- если вы играете с частотой кадров, существенно большей 60 FPS (например, 150 FPS), то да, вы сразу заметите разницу, перейдя на 120- или 144-герцовый монитор.
- если ваше «железо» не выдает больше 60 FPS или вы ограничиваете частоту кадров до 60 FPS с помощью V-sync, то монитор с более высокой частотой обновления не даст вам никаких практических преимуществ.