Что такое частотный диапазон в колонках
Перейти к содержимому

Что такое частотный диапазон в колонках

  • автор:

Что такое частотный диапазон в колонках

Привет, друзья! Сегодня я расскажу о наиболее подходящем частотном диапазоне для акустических систем и о том, как звуковые частоты влияют на качество звука. Постараюсь объяснить все как можно понятнее, но не обещаю, что будет совсем просто.

23 февраля 2024

Привет, друзья! Сегодня я расскажу о наиболее подходящем частотном диапазоне для акустических систем и о том, как звуковые частоты влияют на качество звука. Постараюсь объяснить все как можно понятнее, но не обещаю, что будет совсем просто.

Немного теории

HECO Victa Prime 502 Espresso

Звук – это волна, которая распространяется в виде областей повышенного и пониженного давления в воздухе или другой среде. Главные характеристики звука — его громкость, измеряемая амплитудой, и высота, измеряемая частотой. Человек способен слышать звук в диапазоне частот от 20 Герц (нижний предел) до 16-20 Килогерц (верхний предел). Этот диапазон условно делится на три полосы: низкочастотную (от 20 до 150 Герц), среднечастотную (от 150 до 7000 Герц) и высокочастотную (7-20 000 Герц). Чем больше частота колебаний, тем тоньше издаваемый звук. К примеру, шмель, медленно машущий крылышками, создает гудение, а комарик, быстро машущий своими крылышками — пронзительный писк.

Звуковые волны, выходящие за пределы того, что способно воспринять человеческое ухо, называются инфразвуком (звуковые волны ниже воспринимаемого диапазона) и ультразвуком (волны с частотой более 20 000 герц или 20 кгц).

Хотя люди и не могут воспринять эти волны, звук большой интенсивности в этих диапазонах все еще может воздействовать на их тело. Человек с идеальным слухом может полностью воспринимать весь звуковой спектр. Однако в условиях постоянного фонового шума способность человека воспринимать все частоты ухудшается. Многие люди страдают от потери слуха с возрастом, когда становится невозможно уловить высокочастотные звуки. Это естественно, что женщины обладают лучшей способностью слышать высокие частоты и различать интонации, что связано с их биологической ролью в заботе о потомстве.

☝️ Качество звука, воспроизводимого динамиками, во многом определяется их количеством . Динамики различного размера способны воспроизводить разные частотные диапазоны. Чем больше размер динамика, тем ниже частотный диапазон он способен воспроизвести. Для воспроизведения всего звукового спектра его разбивают на несколько каналов и используют несколько динамиков на каждый частотный диапазон. В настоящее время широко распространены двух- и трехканальные аудиосистемы.

Количество каналов

Качество звука, который могут обеспечить динамики, в значительной степени зависит от их количества. Динамики разных размеров могут воспроизводить разные диапазоны частот, причем существует правило: чем больше размер динамика, тем более низкую частоту он может воспроизвести. Чтобы воспроизвести полный звуковой диапазон, он делится на каналы, и используется несколько динамиков для каждого частотного диапазона. В наше время наиболее распространенными являются следующие типы систем:

  • Двухканальные системы, где один динамик предназначен для низких частот, а другой — для средних и высоких.
  • Трехканальные системы с одним динамиком для низких частот, одним для средних частот и одним для высоких частот.

Это относится не только к стереосистемам, но и к системам формата 2.1 (с выделенным низкочастотным динамиком), которые обычно звучат лучше, так как низкочастотный динамик обычно находится отдельно от средних и высокочастотных динамиков. То же самое относится и к системам 5.1 (где передние и задние динамики, как правило, идентичны и воспроизводят одни и те же частоты).

Однако все это не влияет на местоположение источника звука при использовании акустической системы для просмотра фильмов с компьютера или в домашних кинотеатрах. Для этих задач используются системы с большим количеством динамиков и каналов.

Амплитудно-частотная характеристика

Идеальный амплитудно-частотный график (АЧГ) — это прямая линия с небольшим наклоном в начале и в конце. Очень сложно достичь такого уровня качества, поэтому только акустические системы высшего класса могут им обладать. В других случаях, выбор колонок должен основываться на АЧГ и ваших личных предпочтениях в звуке. Подъем от 20 гц до среднего басового уровня — для тех, кто любит “бумкающий” звук (любители drum’n’bass, breakbeat, dubstep, death metal, grindcore и определенных поджанров doom metal). Доминирование среднего частотного уровня — для ценителей чистого вокала и классических произведений. Высокие частоты — для любителей heavy metal, power metal и “визжащего” вокала.

Если не удается найти информацию о АЧГ выбранных колонок, просто послушайте их, попробуйте разные композиции и жанры. Таким образом вы сможете сделать правильный выбор акустической системы, соответствующей вашим предпочтениям.

Первый метод — настройка с использованием регуляторов на аудиосистеме. Если ваша система не имеет регуляторов, попробуйте использовать медиаплеер со встроенным эквалайзером для воспроизведения музыки (например, Winamp или AIMP). Нам известно, что амплитуда-частота влияют на звук.

На каком выборе колонок остановиться?

Klipsch ProMedia Heritage 2.1

Без специализированных знаний вы не измените частотный диапазон звука, поэтому вам придется выбирать среди доступных на рынке моделей, если вы не хотите сами заниматься акустикой. Многие описания акустических систем предлагают диапазон от 20 Гц до невероятных 35 кГц и даже выше. Однако это всего лишь маркетинговая стратегия — вы, скорее всего, не услышите звуки с частотой более 20 кГц. Выбирайте колонки с таким диапазоном, и это будет хорошим выбором.

☝️ Таким образом, при выборе акустической системы важно учитывать ее амплитудно-частотную характеристику (АЧХ). Ровная линия с плавным уклоном на графике АЧХ указывает на высокое качество звука. Такая характеристика обычно присуща моделям среднего и высокого ценового диапазона. В одной из наших статей мы рассказали о том, правильно выбрать Bluetooth колонки. При выборе колонок стоит также учитывать личные предпочтения в музыке: подъем в области низких частот подойдет любителям “бумкающего” звука, доминирование средних частот — ценителям чистого вокала и классики, высокие частоты — любителям тяжелой и металлической музыки. Если нет возможности узнать АЧХ интересующей модели, можно просто послушать ее и выбрать ту, которая больше всего понравится по звучанию.

Что такое частотный диапазон в колонках и какой лучше?

Колонки с темно-бордовой расцветкой

О колонках

Автор Андрей Андреев На чтение 5 мин Просмотров 2.8к. Опубликовано 02.06.2019

Всем привет! Сегодня поговорим о том, какой частотный диапазон колонок лучше и как влияют воспроизводимые частоты на качество звука. Постараюсь объяснить все простыми словами, однако не гарантирую, что это получится в полной мере.

Немного теории

Звук – распространение механических колебаний в газообразной или жидкой среде. Как у любой волны, у звука есть такие параметры как амплитуда (характеризует громкость) и частота (характеризует тональность).

Ухо среднестатистического человека способно улавливать звук с частотой от 16-20 Гц до 15-20 кГц. В свою очередь, этот диапазон имеет три «ступеньки»:

  • 20-150 Гц – низкие частоты.
  • 150-7000 Гц – средние частоты.
  • 7-20 кГц – высокие частоты.

Чем выше частота колебаний, тем выше тон звука. Например, шмель, который машет крыльями медленно, гудит, а комар, частота взмахов крыльев которого существенно выше, мерзко пищит, затаившись во тьме.

Звук ниже диапазона слышимости называют инфразвуком, от 20 кГц ультразвуком. Человеческий слух их не воспринимает, однако такие звуки с большой амплитудой могут оказывать влияние на организм.

Такой диапазон в полной мере воспринимает человек с идеальным слухом. В условиях постоянного шумового фона, способность воспринимать весь спектр частот, со временем ухудшается.

динамики на подставках

Кроме того, с возрастом почти каждый человек подвержен старческой тугоухости, когда не воспринимается звук высокой частоты.

Биологически так обусловлено, что женщины лучше воспринимают высокие частоты, а также лучше различают интонации и тональности, на что влияет необходимость заботы о потомстве.

По этой же причине большинство представительниц прекрасного пола сложно обмануть – они способны уловить любую фальшь в голосе. Также стоит отметить, что у женщин слух начинает ухудшаться к 40 годам, тогда как у мужчин этот процесс стартует с 30.

Применительно к колонкам, интерес представляют, в первую очередь, звуки человеческой речи и музыка. Эстетов, слушающих звуки дикой природы на компьютере, существенно меньше по сравнению с киноманами и меломанами.

Количество каналов

Диапазон хороших колонок во многом зависит от количества каналов. Динамики разного размера способны воспроизводить только определенный диапазон частот. При этом наблюдается такая закономерность: чем больше диаметр, тем более басовито может «гудеть» такой излучатель.

Для того, чтобы передать звуковые частоты в полной мере, их разделяют по каналам, оснащая каждую несколькими динамиками под каждый диапазон. Сегодня самыми распространенными являются:

  • Двухканальные – один НЧ динамик, плюс излучатель для СЧ и ВЧ;
  • Трехканальные – по одному динамику на НЧ, СЧ и ВЧ.

многоканальные fi-hi акустические колонки

Это касается не только стереофонических систем, но колонок 2.1. Разница лишь в том, что массивный НЧ динамик в последнем случае вынесен в отдельный корпус. Замечено, что звучит такая стереосистема лучше, так как «бочка» обычно располагается отдельно и не перебивает звук СЧ и ВЧ излучателей. Это же справедливо по отношению к колонкам 5 1. Конструкция фронтальных и тыльных колонок у них обычно не различается, поэтому они воспроизводят те же звуковые частоты.

Впрочем, на позиционирование источника звука при просмотре фильма на ПК или домашнем кинотеатре, это никак не влияет, а именно для этого и устанавливается такая акустика.

Амплитудно-частотная характеристика

В этой теме нельзя не упомянуть такое понятие как АЧХ. Что это такое? Это диаграмма, которая характеризует зависимость амплитуды звука от его частоты. По ней можно определить, на каких именно частотах колонка сможет играть громче, а на каких тише.

Идеальная диаграмма выглядит как прямая линия с небольшим спуском в начале и подъемом в конце. Увы, добиться таких показателей сложно, поэтому такой диаграммой обладают только акустические системы Hi-End класса.

В остальных случаях выбирать колонки рекомендую по АЧХ, в зависимости от того, какому звуку вы отдаете предпочтение:

  • С подъемом от 20 Гц до средних басов для тех, кто любит, когда «бумкает» — поклонникам drum’n’bass, breakbeat, dubstep, дет-метала, грайндкора и некоторых течений дум-металла;
  • С преобладанием средних частот – поклонникам классических вокала и музыки;
  • Высокие частоты – для любителей хеви-металла, пауер-металла, а также вокала в стиле «пиг скрим».

На закономерный вопрос как изменить АЧХ акустической системы, единственный адекватный ответ – перепаять самостоятельно, заменив базовые динамики на более подходящие. Впрочем, многие меломаны знают, как увеличить высокие частоты и убрать басы. Первый способ – воспользоваться регуляторами на самой акустической системе. Если таковые не предусмотрены конструкцией, рекомендую слушать музыку с помощью проигрывателя со встроенным эквалайзером – например, WinAMP или AIMP.

Итак, на что влияет АЧХ мы разобрались. Также хочу отметить, что чаще всего в сопроводительной документации к акустике бюджетного сегмента, такая диаграмма не приводится.

Встречается она в среднем классе и более дорогих устройствах. Впрочем, многие производители приводят все необходимые данные по каждому девайсу на официальном сайте.

Какие же колонки выбрать

Итак, думаю вы уже поняли, что на ответ как изменить диапазон воспроизводимых частот без вмешательства «очумелых» ручек, ответ «никак». Что это значит? То, что выбирать придется из доступного на рынке, если неохота «заморачиваться».

В характеристиках многих акустических систем указывается диапазон от 20 Гц до совершенно заоблачных значений – 35 кГц и иногда даже выше. Это не более чем маркетинговая уловка – все равно, вряд ли, вы расслышите звук с частотой более 20 кГц. Поэтому покупайте колонки, работающие именно в этом диапазоне – не прогадаете.

О том, что такое мощность акустической системы, можно почитать вот здесь. Также советую почитать о лучших производителях колонок. Буду признателен всем, кто поделится этой публикацией в социальных сетях. До завтра!

С уважением, автор блога Андрей Андреев.

О чем говорят характеристики акустики?

Вы можете потратить много времени на сравнение колонок в поисках «лучшей». Даже в линейке продуктов одного производителя есть тонкие и очевидные различия между акустическими системами. Некоторые из этих различий видны не вооруженным глазом, в то время как другие кроются в секретных списках спецификаций. С ценами на акустику от тысяч до миллионов рублей эти различия должны иметь решающее значение, не так ли? Да! Как вы можете догадаться, некоторые детали важнее других. Понимание того, как характеристики акустической системы влияют на ее звучание, имеет решающее значение для выбора правильных колонок. По мере того, как вы погружаетесь в детали и характеристики акустики, помните о том, что качество звука колонок напрямую и в значительной степени зависит от комнаты, в которой они расположены. Очень подробно этот вопрос мы рассмотрели в статье «Совместная жизнь АС и помещений». Поскольку сейчас большие тексты никто не читает, мы сосредоточимся только на наиболее распространенных характеристиках акустических систем, тем более мы давно опубликовали подробную статью «Акустическая система (Общие понятия и наиболее часто задаваемые вопросы)».

Тип акустических систем

Пассивная и активная:

Пассивные колонки (а это большинство колонок) требуют отдельных усилителей мощности и не могут напрямую работать от компьютера или смартфона, тогда как активные громкоговорители имеют встроенные усилители мощности и на них могут подаваться линейные сигналы генерируемые большинством аудио проигрывателей и компьютеров, например звук через выход на наушники в вашем смартфоне.

Пассивная акустика это традиционная колонка, которая требует усилителя мощности, активная акустика это колонка со встроенным усилителем

2-полосная и 3-полосная:

Двухполосные колонки делят входящий звуковой сигнал на две частотные зоны, которые подаются на два отдельных драйвера. Например, двухполосная акустика может иметь от 60 Гц до 3 кГц, идущие на широкополосный громкоговоритель, при этом частоты от 3 кГц до 18 кГц направляется на твитер. Трехполосные колонки делят входящий аудиосигнал на три частотные зоны, которые подаются на три отдельных драйвера. Например, трехполосная акустика может подавать от 60 Гц до 300 Гц, на низкочастотный громкоговоритель, от 300 Гц до 3 кГц, подавать на среднечастотный драйвер, и от 3 кГц до 18 кГц, направлять на твитер.

Если разбить входной сигнал на больше частотных зон и использовать больше драйверов, то каждый драйвер будет отвечает за меньшее количество частот и может выполнять свою работу более эффективно.

Амплитудно-частотная характеристика (Frequency response)

Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) динамика, измеренная в герцах (Гц), показывает вам, насколько точно он преобразует частоты входного сигнала. Обычно встречаются такие характеристики, как от 60 Гц до 18 кГц. Это означает, что он может передавать частоты в этом диапазоне с определенной степенью точности. Фактически, частоты вне этого диапазона, такие как 30 Гц или 19 кГц, не будут воспроизводиться динамиком или не будут слышны. Однако характеристика диапазона частот описывает лишь часть правды. Важно знать степень точности, выраженную как вариация +/- децибел. Частотная характеристика от 20 Гц до 20 кГц при +/- 20 дБ означает, что между входными и выходными сигналами на определенных частотах может быть разница в 20 дБ. Характеристика от 20 Гц — 20 кГц при +/- 3 дБ означает, что между входными и выходными сигналами на определенных частотах должно быть не более 3 дБ. Последнее, очевидно, более точно.

Еще более важной является диаграмма частотной характеристики, которая отображает изменения децибел в частотном спектре. Такая диаграмма позволяет вам точно видеть, где колонка будет ослаблять или увеличивать частоты и на сколько. Диаграммы частотного отклика показывают, как акустическая система изменяет тон входного сигнала.

Звуковое давление или SPL (Sound Pressure Level)

Этот показатель указывает на самый высокий уровень звукового давления, который может выдать динамик перед тем, как начнет работать с определенным количеством искажений. Проще говоря это самый громкий звук, который вы можете услышать «чисто». Динамики с высоким максимальным SPL полезны для громкого воспроизведения звука, что характерно для концертных громкоговорителей (PA), студийных мониторов среднего и дальнего поля, а так же для большой домашней акустики Hi-End класса.

Класс усилителя (для активных динамиков)

Класс усилителя обозначает его топологию или принцип работы, который выходит за рамки данной статьи. (Подробнее о классах усилителей мощности) Вместо этого давайте сравним их аудио характеристики. Наиболее распространенными классами являются A, B, A / B и D. Усилители класса A демонстрируют низкое искажение и шум, но не очень эффективны. Усилители класса B очень эффективны, но дают больше искажений и ухудшают качество сигнала. Усилители класса A / B более эффективны, чем Class-A (но менее эффективны, чем Class-B), и имеют низкое искажение и шум. Усилители класса D являются наиболее эффективными, но традиционно склонны к высокочастотным потерям и разнообразному качеству звука, хотя эти усилители постоянно совершенствуются.

Усилитель и мощность колонок

Измеряемый в ваттах, этот показатель характеризует максимальную электрическую энергию, которую может использовать усилитель или динамик перед перегрузкой. В бытовой аппаратуре обычно встречаются значения 50 Вт, 100 Вт и выше. Тем не менее, одна только мощность – незавершенная сентенция. Как правило, она измеряется либо в пиковых либо в RMS-значениях, но многие производители не сообщают вам, каким образом была измерена мощность. Существует огромная разница. Пиковые значения — это кратковременные (пиковые) показатели мощности, а значения RMS — непрерывные длительные показатели. Пиковое значение громкоговорителя будет значительно выше, чем его среднеквадратичное значение. На бумаге колонка мощностью 600 Вт кажется более впечатляющей, чем модель мощностью 400 Вт, но это не правда, если показатель первой колонки составляет 600 Вт пикового / 300 Вт RMS, а второй — 400 Вт RMS / 800 Вт пикового.

Частота кроссовера

Частота кроссовера указывает точку, в которой входной сигнал разделяется на отдельные зоны, которые питают разные усилители и / или драйверы. Это не обязательно диктует качество, но это говорит о том, как распределяются частоты на динамиках колонки.

Кроссовер отвечает за то чтобы на каждый динамик поступало напряжение только тех частот, которые они должны воспроизводить.

Размер вуфера

Как правило, большие вуферы (низкочастотные динамики) могут создавать более низкие частоты. Таким образом, вы можете обнаружить, что частотный отклик некоторых 8-дюймовых громкоговорителей останавливается на частоте 65 Гц, а диапазон 10-дюймового динамика может простираться до 50 Гц. Хотя преимущества колонок с большими вуферами желательны, их более существенный форм-фактор не всегда физически совместим с небольшими пространствами.

Сопротивление (Impedance)

Импеданс — это уровень сопротивления потоку электрического сигнала, который измеряется в Ом. Без углубления в основы электротехники можно сказать, что импедансом называется полное электрическое сопротивление акустической системы (включая и кроссоверы, и динамики), в состав которого в виде довольно сложной зависимости входит не только привычное всем активное сопротивление R (которое можно измерить обычным омметром), но также и реактивные компоненты в лице емкости C (емкостное сопротивление, зависящее от частоты) и индуктивности L (индуктивное сопротивление, также зависящее от частоты). Более предпочтительной в общем случае является акустическая система с более высоким номинальным сопротивлением, поскольку такая акустика представляет собой более легкую нагрузку для усилителя и, следовательно, гораздо менее критична к выбору последнего. Именно поэтому сопротивление громкоговорителя должно соответствовать импедансу усилителя.

По графику импеданса можно очень много сказать о том, что представляют собой данные акустические системы, даже не видя их в глаза и не слыша.

Чувствительность (Sensitivity)

Чувствительность динамика — это показатель того, насколько хорошо динамик преобразует мощность усилителя в акустическую энергию. Другими словами, насколько громким будет динамик при заданной мощности усилителя. Чувствительность это уровень звукового давления, развиваемого акустической системой на расстоянии в 1 метр от рабочего центра акустической системы при напряжении на клеммах в 2.83 Вольта (т.е. напряжении, необходимом для рассеивания 1 Ватта на 8-ми омном резисторе). Если сигнал с одним и тем же напряжением подается на колонку с низкой чувствительностью и колонку с высокой чувствительностью, акустика с низким показателем чувствительности даст более низкий уровень звукового давления, чем высокочувствительный динамик. Таким образом, громкоговорители с низкой чувствительностью обычно дают более низкие максимальные значения SPL. В двух словах, при прочих равных, колонки с высокими показателями чувствительности будут играть громче, чем колонки с низкими показателями.

Реально измеряемая чувствительность как правило меньше той, что указывается производителем в документах. Производители всегда слишком оптимистичны.

Коэффициент Нелинейных Искажений (THD)

КНИ это аббревиатура от Коэффициент Нелинейных Искажений (Total Harmonic Distortion), который указывает на уровень искажений входного сигнала. Сравнивая показатели воспроизведения чистого сигнала который подают на колонки с сигналом на выходе получают значения КНИ. Более низкие значения КНИ всегда лучше. Поскольку коэффициент нелинейных искажений измеряется в процентах, наименьшее значение будет предпочтительнее.

Диаграмма направленности (Polar response)

Диаграмма направленности (или полярная характеристика) — это зависимость амплитуды акустического поля в дальней зоне от угла между акустической осью и направлением конкретного луча. Акустическая ось — прямая, проведенная через акустический центр в направлении максимума диаграммы направленности. Иными словами диаграмма направленности указывает оптимальную зону слышимости покрываемую динамиком. Акустические системы с диаграммой направленности 90° по горизонтали и 90° по вертикали охватят большее количество людей в различных положениях, тогда как узконаправленные динамики с покрытием 45° по горизонтали и 30° по вертикали позволят более точно направить звук в желаемую цель.

Заключение

Надеемся, что производители продолжат указывать подробные спецификации своей продукции и такие люди, как вы, продолжите на них ориентироваться. Помните, что факторы, которые наиболее существенно влияют на результирующее качество звука — это тип акустической системы, частотная характеристика и класс усилителя.

Параметр «Частотная характеристика»

1.jpg

О каком бы Hi-Fi устройстве не шла речь (звукоснимателе, усилителе, колонках), наиболее важной его характеристикой будет диапазон воспроизводимых частот. Если речь идет об акустике, то предпочтительнее выбрать колонки с диапазоном от 20 Гц до 25 кГц, вместо 45 Гц-18 кГц. Однако правда заключается в том, что без учета некоторых других данных эти цифры мало что говорят о качестве звучания Hi-Fi техники. Итак, читаем параметр «Частотная характеристика» правильно.

Здесь слышу, здесь не слышу

Считается, что человеческий слух способен воспринимать частоты от 20 Гц до 20 кГц (20 000 Гц). Хотя на практике этот диапазон обычно заметно более узкий. Получается, что и колонки, воспроизводящие звук в этом диапазоне, будут самым лучшими? И да, и нет. На самом деле очень важно, чтобы при прослушивании музыки уровень громкости звука во всем этом частотном диапазоне был точно таким же, как и при ее записи. Не случайно данную характеристику называют амплитудно-частотной (АЧХ), отмечая важность того, какую амплитуду имеет сигнал на различных частотах.

Например, равномерность частотной характеристики акустики проверяют следующим образом. Колонки помещают в безэховую камеру, у которой нет собственных резонансов. Затем на акустику с усилителя подается специальный свип-тон (или сигнал «качающейся частоты»). Его частота меняется в заданном интервале — например, от 20 Гц до 20 кГц — но уровень остается постоянным. С помощью помещенного в ту же камеру микрофона измеряется сигнал, который воспроизводит колонка.

Если бы мы жили в идеальном мире, измеренная частотная характеристика колонки была бы такой, как на рис 1.

2.jpg

Рис. 1

Увы, в реальности это невозможно. На самом деле частотная характеристика колонок будет похожа на ту, которая представлена на фото 2.

3.jpg

Рис. 2

Здесь мы видим изменение амплитуды сигнала на различных частотах. Причин этому может быть много — это и характеристики динамиков, и настройка разделительного фильтра, и взаимодействие корпуса и динамиков.

Равномерная частотная характеристика колонки вовсе не означает, что при прослушивании музыки сигналы всех частот через нее будут звучать одинаково. Это значит, что каждая композиция будет звучать именно так, как она была записана, с тем же уровнем сигнала на различных частотах. Поэтому про акустику, которая имеет частотную характеристику, максимально приближенную к линейной, говорят, что она звучит нейтрально и не вносит в звучание музыки собственной окраски.

Все на уровне

Частотная характеристика в спецификациях аудиоустройств обычно сопровождается дополнительным параметром, на который многие меломаны не обращают внимание. А зря! Именно он показывает, насколько точно (близко к оригиналу) будет звучать музыка через колонки. Например, для акустики этот параметр часто представлен как «+/- 3dB». Это значит, что частотная характеристика колонки в указанном частотном диапазоне может отклоняться в вверх или вниз на уровень 3 децибела от центральной. Значение именно в 3 дБ было принято потому, что оно уже позволяет отчетливо определить на слух изменения в уровне сигнала. В то же время изменение (спад) сигнала на какой-либо частоте до 9 дБ сделает его практически неслышимым на фоне общего микса. По современным стандартам неравномерность 3 дБ для частотной характеристики в аудио является очень большой. Например, у усилителей или ЦАП обычно можно видеть ее значение в +/- 0,5 дБ. Однако для электромеханического устройства, которым по сути являются динамики колонок, звукосниматели проигрывателей винила, такой показатель является приемлемым.

4.jpg

Измерение акустики Triangle в безэховой камере

И вот с учетом этого дополнения и можно оценивать частотные характеристики разной акустики. Например, у одной модели показатель частотной характеристики от 40 Гц до 25 кГц указан для значения +/- 1 дБ, а у другой +/- 3 дБ. Соответственно, первая (теоретически) будет звучать более натурально и с более глубоким басом, а также лучшими ВЧ. А если параметры колонки указаны как 20 Гц до 25 кГц с неравномерностью +/- 6 дБ, то она, скорее всего, уступит по звучанию той, которая имеет более скромные 40 Гц — 20 кГц , но по уровню +/- 1,5 дБ. Если же у какой-либо модели этот параметр вообще не оговаривается в спецификациях — есть повод задуматься.

Важное дополнение

Однако на практике и неравномерность частотной характеристики, выраженная в цифрах спецификаций, не дает полной картины о качестве звучания той или иной модели. Например, на рисунках 3 и 4 показаны АЧХ двух колонок, каждая из которых имеет на первый взгляд одинаковую неравномерность характеристики в +/- 3 дБ.

6.jpg
Рис. 3
5.jpg
Рис. 4

Однако неравномерность колонки с рисунка 3 имеет плавный и вполне приемлемый для восприятия характер, в то время как «пила» на рисунке 4 сделает звучание музыки грубым и ненатуральным.

Опираться при выборе Hi-Fi-техники только на ее измеренные характеристики так же опасно, как и полагаться только на субъективные тесты ее звучания. Колонка, которая будет отлично звучать на музыке определенного жанра, на самом деле может иметь не самые лучшие технические характеристики. Просто ту окраску, которую она внесет в звучание композиций, наш слух воспримет как «благозвучную». Но если ваши музыкальные пристрастия изменятся, колонка уже может им и не соответствовать. Измерения позволяют инженерам настроить работу акустики по определенным стандартам, но затем последует ее тонкая настройка с помощью многочисленных сеансов прослушивания. И только после этого колонки поступят в серийное производство, чтобы в дальнейших радовать меломанов не только точным, но и музыкальным звуком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *