Что такое ручка в программировании
Перейти к содержимому

Что такое ручка в программировании

  • автор:

Повсеместное программирование: достаточно ручки и бумаги

Повсеместное программирование: достаточно ручки и бумаги

Новые идеи могут прийти на ум программисту в любое время — например, на прогулке или в очереди. Для обмена идеями отлично подходят рабочие планерки. Какой-то комментарий сам по себе может быть странным или предсказуемым, но в нем попадется несколько фраз, которые привлекут мое внимание. Они смешаются с какими-то незаконченными мыслями и впечатлениями вчерашнего дня.

Так рождаются новые идеи

Оставшаяся на настольном компьютере среда разработки никогда не кажется такой далекой и такой тяжелой на подъем, как в те моменты, когда у тебя в голове задыхается и чахнет новая идея, которой нужен «глоток воздуха», чтобы заявить миру о своем существовании.

Если мы спешим, то можем хотя бы законсервировать идею — набросать ее на бумаге, пока ее помним, а потом вернуться к ней, когда будет время. Но иногда этот момент бывает упущен, искра гаснет, а вернуть ее не удается. Требуется снова искать пищу для ума. Правда, сегодня уже есть Twitter. Этот сервис не назовешь отличным инструментом для записи идей программиста, но Twitter отлично подходит для записи тех кратких мыслей и остроумных замечаний, которые в другой среде остаются неуслышанными и неоцененными.

Я думаю, что Twitter не менее удобен для записи коротких программ и кратких программинг-сессий, длящихся от тридцати секунд до нескольких минут. Подобную роль Twitter может играть и в социальных взаимодействиях: отслеживание программ, которые находятся в процессе разработки, обмен предложениями, опровержение, расширение, интеграция идей.

Под «повсеместным программированием» (Ubiquitous programming) я понимаю возможность программировать где угодно и когда угодно, даже в такие короткие свободные минутки. Термин указывает на связь такого подхода с более масштабным явлением «повсеместных вычислений». Конечно, термин «повсеместное программирование» впервые употребил не я, но мне нечасто приходится встречать людей, которые буквально понимают это выражение (а не как «программирование для систем, обеспечивающих повсеместные вычисления»).

В последнее время я не раз задумывался о повсеместном программировании, так как меня одолевали новые идеи. Некоторые из них я изложил в статье «Abadoning Commitment in HCI» и в дискуссии с группой программистов, занимающихся технологией дополнения пользовательского ввода.

Как бы то ни было, после приобретения смартфона я не раз задумывался, как можно использовать его для программирования. Идей почти не было, пока один приятель не объяснил мне интерпретацию интерпретации замечательной статьи Брета Виктора «Доступное программирование», в которой Виктор критикует излюбленный способ записи моего друга. Не подумайте, что он стал жаловаться: «Ой-ой, не трогайте мою нотацию!», он просто натолкнул меня на интересные мысли. Я стал размышлять: какой способ записи идеально подошел бы для повсеместного программирования?

Ручка, бумага и камера

Уже сама идея писать код на сенсорном экране смартфона мне неприятна. Даже когда я ввожу через тачскрин информацию на естественном языке, я чувствую себя скованным — визуально, физически, духовно, эмоционально. Ладони у меня большие, они закрывают экран, правильно поставить курсор удается не с первого раза. Еще часть экрана закрывает виртуальная клавиатура. Если бы мне пришлось впихнуть на такой экранчик окно IDE — предложения, аннотации, ссылки и т.д., — то совершенно не было бы места не то что для кода и комментариев, а даже для моих собственных мыслей. Планшет и ноутбук неудобны по другим причинам. Они довольно тяжелые, их нужно слишком долго готовить к работе, и, конечно, они не находятся рядом в тот самый момент, когда тебя озарила идея. У меня нет карманов, в которые влезал бы планшет, а если бы и были, не представляю, как можно удобно усесться с такими карманищами.

Но когда я подумал об очках, они показались мне интересным вариантом

В очках для дополненной реальности есть встроенная камера, которая «видит» то же, что и я. Если я смотрю на код, то могу тут же загрузить этот код в программу. То же самое можно сделать и при помощи камеры смартфона: сфотографировать сделанные наброски. Тогда первое грубое редактирование можно выполнять уже не на экране. Достаточно иметь с собой небольшую стопку простой бумаги и ручку, эти вещи легко носить в кармане или кошельке. А более запасливый человек может носить с собой даже общую тетрадь или блокнот в переплете.

Ручка, бумага и камера становятся основными устройствами ввода. «Носитель» программы — бумага — может быть и большим, и маленьким, смотря как его сложить. Тонкая ручка — гораздо более удобное устройство ввода, чем палец. Кстати, возможно, кому-то будет удобнее работать карандашом.

Если выполнять редактирование на бумаге, то экран смартфона остается свободен для более сложных аспектов разработки: аннотаций, предложений, запросов на разъяснение, предупреждений, ошибок, выстраивания взаимосвязей с другими программами. При работе с очками подобные элементы могут отображаться в наложенном слое или на периферии.

Модульность, связывание, совместное использование

В таком случае мы не сможем напрямую подключать подпрограммы, которые пишутся на других «холстах». Допустим, мы записали их на других листах блокнота, которые не хотим вырывать. Соответственно, межпрограммные взаимосвязи также выстраиваются в виртуальном пространстве. Автор нарисует нужную связь на бумаге — например, начертив прямоугольник или добавив немного контекста (скажем, заголовок или другая надпись, может быть, дата, номер версии и имя автора). Имея такое представление в качестве подсказки, а также менее явные подсказки (это может быть история просмотренных автором программ), мы сможем отобразить на телефоне или в очках существенное количество вариантов.

Выбирая варианты, выстраивая взаимосвязи, мы превращаем программу в нечто большее, чем просто наброски на бумаге. Получается более значимая, точная, логичная, правильная, интегрированная сущность. Разработка и редактирование превращаются в смешанную картину, состоящую из виртуальных операций и реальных дополнений (а иногда и сокращений — допустим, нам потребовалось стереть или зачеркнуть элемент). Фактически программа это виртуальный объект, поддерживаемый в среде программирования. Программу желательно располагать в облаке (общедоступном или закрытом) и синхронизировать с локальным хранилищем данных (на случай неожиданного вылета в оффлайн). Программа останется таким объектом, если не будет повреждена и до тех пор, пока она будет доступна для понимания. Виртуальные программы индексируются по многим показателям: автор, дата, местоположение, содержание, комментарии, взаимосвязи, история и прочая визуальная информация, находящаяся «на кончиках пальцев».

Если у вас есть доступ «только для чтения» к моему облаку, я могу дать вам блокнот, и вы сможете читать программы. Не только рассматривать мою полуразборчивую писанину, но и улавливать связи, читать разъяснения. Моя библиотека станет для вас досягаема. Повсеместное программирование предполагает совместное использование именно таким чудесным осязаемым образом, напоминающим обмен книгами. Разумеется, вы сможете воспользоваться и методом «электронной книги», просматривая облако непосредственно с экрана. Но это, пожалуй, будет намного менее удобно.

Схемы и заметки в произвольной форме

Современное программирование — это в первую очередь написание текста, так как именно текст набирается на клавиатуре. Для ввода в произвольном формате можно использовать мышь, но мне это показалось довольно неудобным. А вот работая с ручкой и бумагой, мы можем рисовать какие угодно графики, схемы, стрелки, функциональные кривые, наброски (символы, карты, взаимодействия), специальные математические символы и т.д.

Это особая свобода, которая и привлекает меня возможностью делать наброски параллельно с обдумыванием идей. Я охотно покупаю общие тетради, наборы ручек, с которыми хожу и в парк, и в ресторан. Мне уже зачастую нелегко вернуться к написанию программ обычным негибким текстом.

Мне нравится делать наброски, заметки на полях. Я объединяю идеи. Я не в восторге от структурных редакторов, а вот совершенно «неструктурированное» редактируемое пространство, в котором можно представить хорошо структурированный объект виртуальной программы (при помощи объяснений и ограничивающих условий), очень меня привлекает.

Не только текст

Обычно мои наброски из рабочих тетрадей превращаются в путаные обрывки информации, к которым я никогда не возвращаюсь (они мне просто не нужны после того, как я полностью усвою записанные в них концепции). Но если бы все эти эскизы, наброски, схемы и прочая информация индексировалась, становилась доступной для поиска, изучения, воспроизводилась на носителе, который не горит, то это значительно обогатило бы текстовую информацию (не обязательно связанную с программированием). Часто на рабочих собраниях люди фотографируют схемы, сделанные на маркерных досках. Почему всю эту информацию никто еще не сохраняет и не индексирует? Есть ли в наличии подходящий для этого инструмент? Дарю идею для революционного приложения, которое озолотит своего создателя, — развивайте!

REPL, виджеты, живой кодинг

Независимо от того, работаем ли мы с умными очками или камерой, наши программы, написанные на бумаги, будут отличаться высокой интерактивностью. В частности, это касается вычисления выражений. Как записать серию выражений и сразу же узнать их значения? Запросто, если программа создается ручкой на бумаге.

Интересная возможность связана с развитием концепции REPL-среды полнофункциональных виджетов. Выражение должно результировать не в обычную величину, а в осязаемое значение, или оголенный объект, или в подобную сущность, которую можно представить в виде виджета, наблюдать ее и манипулировать ею. В частности, такие виджеты могли бы управляться голосом или жестами.

Виджеты, разработанные таким образом, могут управлять состоянием в реальных системах и оказаться удобной основой для повсеместных человеко-компьютерных взаимодействий (HCI). Открываем блокнот на нужной странице. Настраиваем несколько необходимых виртуальных ползунков и флажков. Берем чистый лист бумаги и записываем на нем несколько программ или ссылок на них. Загоняем это в нашу среду разработки — всё, виджет готов.

Понятие «живого кодинга» противоречит повсеместному программированию, но я считаю, что две эти методики могут хорошо взаимодействовать на стыке программирования и человеко-компьютерных взаимодействий: при разработке таких виджетов и REPL-сред.

Как максимально эффективно использовать цвет?

Программируя ручкой на бумаге, мы теряем подсветку синтаксиса. Разработчики, которые не желают от нее отказываться, могут воспользоваться разноцветными ручками или цветными карандашами. Но при повсеместном программировании, как и в повсеместных вычислениях, я не склонен использовать семантический цвет как минимум по шести причинам:

  • если у цветов разная семантика, то перед наброском идеи требуется тратить драгоценное время на сортировку карандашей;
  • при использовании нескольких цветов потребуется носить с собой гораздо больше карандашей или ручек, такое количество может не уместиться в кармане;
  • чем проще контрастность, тем лучше ее будут обрабатывать алгоритмы машинного зрения;
  • с цветами неудобно работать при изменяющемся освещении (особенно при необычном, например, неоновом свете);
  • в повсеместном программировании/HCI могут прижиться невидимые ссылки (инфракрасные, ультрафиолетовые, использующие дифракцию на кристаллах), но обычно таким ссылкам не хватает гибкости при представлении цветовой информации;
  • чем проще контрастность, тем более повсеместным получается программирование

Тем не менее цветовые возможности могут найти применение в чуть более сложном подручном программировании или компиляции.

Что дальше

Думаю, повсеместное программирование при помощи ручки и бумаги — многообещающая и интересная возможность, которую можно реализовать уже сегодня. При такой работе предпочтительно было бы использовать умные очки (особенно при работе стоя или в движении), но смартфоны более распространены, доступны и лучше подойдут для начала. Существующие сегодня алгоритмы машинного зрения в принципе достаточно совершенны для достижения этой цели. Нужное для работы облако также несложно реализовать (предпочтительно на базе свободного ПО).

Здесь я не затронул еще одного аспекта, необходимого для реализации этой модели, — речь об интеграции такого гибкого синтаксиса с моделью программирования. При этом можно обойтись и без протокола RDP (хотя я бы только приветствовал это). Несколько лет назад я много размышлял о синтаксисе и пришел к выводу, что его стоило бы упростить по максимуму, ради сохранения статического восприятия кода.

Интересно, может ли какой-либо подход, связанный с пользовательским синтаксисом, помочь развить специализированный визуальный и схематический синтаксис. Объединив такой подход с применением виртуального объекта программы, мы сможем значительно отложить выстраивание синтаксиса. Достаточно начать писать, а синтаксис разъяснить уже потом (ведь синтаксис — это просто еще один вид связей внутри программы!).

Что такое ручки в прграммировании?

Угу. Если handle, то это «дескриптор», или «числовой идентификатор»
А если просто ручки, то ими стучат по клаве.

Кирилл ИнжуватовУченик (134) 8 лет назад
Там имелось ввиду, что они выдерживают нагрузку 100 и 1000rps
Кирилл ИнжуватовУченик (134) 8 лет назад
Там имелось ввиду, что они выдерживают нагрузку 100 и 1000rps

Ирина В Просветленный (49017) Кино не смотрела конечно, но rps это «обороты в секунду», в программировании таких объектов нет. Но если Вы приведете фрагмент текста, и название продукта, то попробую понять. Возможно, что речь о гироскопах, в навигационных чипах, для мобильников?

Кирилл ИнжуватовУченик (134) 8 лет назад

Браузер использовал Cocaine потому что он позволял делать ручки которые выдерживают нагрузку 100 rps и 10000rps.
То чем мы занимаемся в серверной стороне яндекс браузера это ручки начиная с аджеста api turbo.

Словарик айтишника или Что? Где? Куда? Часть 1

«Привет! Добро пожаловать! Спасибо, что приняла наш оффер. Пойдем знакомиться с твоей командой. У них как раз сейчас дейли. Ты вышла под конец спринта, поэтому пока работы для тебя не запланировали. Как стендап закончится, можешь почитать спеки, командные окиары и просмотреть бэклог на следующий спринт. По всем вопросам обращайся к своему пио

image

Это бессмыслица какая-то или деловой язык? Попробуем разобраться.

Язык айтишников

Каждый, кто работает в IT, непременно сталкивался с профессиональным жаргоном и компьютерным сленгом. Его можно любить или ненавидеть, принимать или терпеть, но непреложным остается факт — IT-жаргон существует и от него никуда не деться.

Когда приходишь в новую компанию, на тебя наваливается куча незнакомых слов. Кажется, их так много, что потребуется немало времени, чтобы понять и выучить их все. Многие слова ты уже знаешь, о смысле других догадываешься, часть из них является англицизмами, поэтому догадаться об их значении несложно Первая реакция — неприятие: «Зачем использовать английские слова в русский речи, когда есть достаточно русских альтернатив?» Потом ты пытаешься сохранить чистоту языка. В итоге, начинаешь говорить так же, как и все. Это неизбежно.

Профессиональный жаргон существует не для того, чтобы испортить русский язык. Он позволяет ускорить устное общение IT-специалистов и наладить их взаимопонимание. Обычно слова получаются короткими и емкими. Иногда одно слово заключает в себе целую фразу. Поэтому польза в них, на мой взгляд, есть.

Я послушала, как говорят разработчики в Wrike, и составила словарик из самых распространенных слов. Слова собраны по тематическим группам.

Scrum-терминология

Scrum — это методология по управлению проектами. Набор принципов, ценностей, политик, ритуалов для организации работы. В скраме полно терминов, но в ежедневный обиход попала и закрепилась только часть из них.

Бэклог

От англ. backlog (дословно — очередь работ) — еще не запланированный объем работы, который требуется выполнить команде. Каждая созданная задача вначале попадает в бэклог, а потом уже в спринт.

Как и в случае со спринтом, термин используется и в отрыве от скрама. Часто бэклогом называют отложенные задачи. Которые сделать нужно, но не сейчас.

Примеры употребления:

  • «Надо разгрести бэклог»
  • «Пусть пока задача полежит в бэклоге, не будем брать её в этот спринт»
  • «Не забудь добавить эту задачу в бэклог своей команды»

Гол, голевой

От англ. goal (дословно — цель) — цель спринта (бывает одна или несколько), которую команда берется сделать. Цель состоит из ряда задач, которые нужно выполнить, чтобы его достигнуть.

Слово употребляется и как существительное, и как прилагательное. Может быть множественного числа.

Примеры употребления:

  • «Эта задача голевая, нужно сделать ее в первую очередь»
  • «Все голы в этот раз не выполнили»
  • «Почему неголевые задачи в работе?»

Дейли

От англ. daily (дословно — ежедневно) — ежедневные короткие (от 5 до 30 минут) встречи команды с целью поделиться прогрессом по выполненным задачам за предыдущий день и озвучить план работ на текущий день. Также дейли могут называть стендапом (от daily standup), потому что обычно такие встречи происходят стоя — для большей эффективности.

Примеры употребления:

  • «Ребята, у нас дейли, встаем»
  • «Я сегодня удаленно, подключите меня на дейли по Zoom»
  • «К сожалению, дейлик пропускаю, нужно идти на важный митинг»

Коммититься

Глагол от англ. существительного commitment (дословно — ответственность). Коммититься — значит обещать выполнить определенный объем работы в оговоренные сроки. Это не просто обещание, это сознательное обязательство перед собой и командой. Человек, который закоммитился, обязан сделать всё возможное, чтобы выполнить то, что сам и пообещал реализовать.

Примеры употребления:

  • «Мы на это не коммитились, поэтому надо вернуться к более приоритетным задачам»
  • «Вы уверены, что мы можем коммититься на такое?»
  • «В этом спринте мы выполнили все цели, на которые коммитились»

Спринт

От англ. sprint (дословно — бег на короткую дистанцию) — заданный отрезок времени, за который нужно выполнить запланированный объем работы, чтобы в конце этого отрезка был ожидаемый результат.

Термин используют не только те, кто работает по скраму, но и те, кто просто хочет организовать свою работу и сформировать ясные рамки, во время которых должны быть выполнены задачи.

Примеры употребления:

  • «Опять завалили спринт»
  • «На этот спринт выпадают праздничные дни, поэтому он будет короче»
  • «Невыполненные задачи из прошлого спринта надо перенести в следующий»

Инструменты для работы

Технические, информационные и вспомогательные средства и приложения для работы.

Ветка

От англ. branch (дословно — ветка) — тот редкий случай, когда в ходу русский перевод термина. Веткой (термин git) называют полную копию проекта, в которой ведется разработка. В проекте может быть создано много веток, что позволяет работать одновременно с разными частями кода. Потом все ветки загружаются в мастер. Процесс «ответвления» иногда называют «бранчеванием», уже как раз от branch.

Примеры употребления:

  • «Изменения можно посмотреть в моей ветке»
  • «Я отбранчевался от твоей ветки»
  • «Можешь глянуть на конфликты в этой ветке?»

Мок

От англ. mock-up (дословно — эскиз) — макет с UX-дизайном для разработки. Несмотря на то, что слово дословно переводится как «эскиз» или «прототип», в Wrike моками называют готовые проработанные макеты с дизайном.

Примеры употребления:

  • «А моки где?»
  • «Моки еще не закончены, но уже можно глянуть внешний вид»
  • «Как было в моке, так я и сделал»

Прод

От англ. production (дословно — промышленная среда) — ветка с рабочей версией продукта, которую видят пользователи. Это окончательная точка куда попадает результат разработки. Иногда так же называют мастер.

Примеры употребления:

  • «Этот баг на проде»
  • «Мы готовы катить эту задачу на прод?»
  • «На проде нет этих изменений»

Реф

От англ. reference (дословно — пример) — схожий функционал или внешний вид, который используется для ориентира. Он служит для сравнения.

Примеры употребления:

  • «Я тут нашла несколько рефов, давайте обсудим»
  • «Для подобного функционала даже рефов нет»
  • «Рефы есть в задаче»

Спека

От англ. specification (дословно — спецификация) — документ с подробным описанием требований, условий и технических характеристик, как должен работать разрабатываемый функционал.

Примеры употребления:

  • «Спека еще не готова»
  • «В спеке нет четких уточнений по поводу этого поведения»
  • «Я обновлю спеку, и задачу можно брать в работу»

Таска

От англ. task (дословно — задача) — задача, заведенная или планируемая на любого работника.

Примеры употребления:

  • «Заведи на это таску, чтобы мы не забыли»
  • «Кинь мне таску с этим багом, я гляну»
  • «А чьи это таски висят в бэклоге?»

Разработка

Термины, употребляющиеся разработчиками при работе над задачами.

Буст

От англ. boost (дословно — ускорение) — процесс повышения производительности, ускорение загрузки.

Примеры употребления:

  • «Я создала задачу на буст списка»
  • «Мы бустили открытие диалоговых окон»
  • «Мне кажется, что сейчас уже заметный буст есть»

Катить

Отправлять готовую работу в деплой, предпринимать шаги для подготовки ветки к мерджу в продуктовую ветку.

Примеры употребления:

  • «Тут ручное тестирование не требуется, я сам задачу закачу»
  • «Не забудьте, мы завтра катим эту фичу»
  • «Когда катится задача со списками?»

Комплитить

От англ. complete (дословно — заканчивать) — завершать задачу, закрывать задачу, когда она полностью готова.

Примеры употребления:

  • «Я закомплитила родительскую таску, потому что все сабтаски закомпличены»
  • «Можно уже комплитить таску?»
  • «Сторю пока комплитить рано, надо вначале баги пофиксить»

Консистентность

От англ. consistency (дословно — системность) — общее единообразие во всех частях продукта.

Примеры употребления:

  • «В моке кнопка серая, а у нас везде синие, неконсистентно получается»
  • «Сделала миксин и переменные так же, как там, чтобы поддержать консистентность»
  • «Выглядит консистентно»

Матчится

От англ. match (дословно — совпадать) — полное соответствие чего-либо с чем-либо. Процесс приведения к единообразию.

Примеры употребления:

  • «Этот стиль вот совсем не матчится с тем, что сейчас на проде»
  • «Нужно сматчить эти два мока»
  • «Отлично матчится с недавно зарелиженной фичей»

Пинать

Термин, подобный глаголу «пинать», который также имеет значение «делать» и «работать». Конкретное значение определяется по приставке. Подопнуть — сделать немного, допинать — доделать.

Примеры употребления:

  • «Надо допинать уже эту таску»
  • «Подопни чутка и можно в тестирование»
  • «Мы уже столько раз допинывали эту фичу»

Ручка

От англ. handler (дословно — обработчик) — бэкэнд-термин, означающий ответ от сервера, в котором приходят данные.

Примеры употребления:

  • «Какое название у ручки, в которой пользователи приходят?»
  • «Тут дергаются сразу три ручки»
  • «При клике на кнопку мы из этой ручки получаем айди объекта»

Скоуп

От англ. scope (дословно — объем) — набор фич и частей продукта, закрепленных за отдельной командой.

Примеры употребления:

  • «В чьем скоупе данная фича?»
  • «Это в скоупе вот этой команды, спроси у них»
  • «Нет, это не из нашего скоупа»

Фича

От англ. feature (дословно — характеристика) — определенная часть или деталь от общего продукта, которая разрабатывается изолированно.

Примеры употребления:

  • «Завтра релизим эту фичу вместе с фиксом багов»
  • «Ваша команда классную фичу разработала»
  • «Для нового функционала обязательный фича-тур»

Флоу

От англ. flow (дословно — течение) — порядок действий при работе над задачей. Например, вначале задача берётся в разработку, потом проходит ревью, далее тестируется и т.д.

Примеры употребления:

  • «В нашем флоу ревью обязательно, нельзя его пропускать»
  • «Та команда работает по другому флоу»
  • «Какое флоу у вебсайта?»

Должности

Некоторые должности, названия которых вошли в обиход в виде сокращений с английского.

Девопс

От англ. DevOps, сокращенно от Developer Operations (дословно — интеграция разработки и эксплуатации) — специалист, занимающийся внедрением DevOps-методологии. Полное название должности — DevOps-инженер, но в речи вторую часть всегда отбрасывают.

Примеры употребления:

  • «Спроси об этом у девопсов»
  • «Кто из девопсов занимался архитектурой?»
  • «Это в в зоне ответственности девопсов»

Пио

От англ. PO, сокращенно от Product Owner (дословно — владелец продукта) — роль по скрам-методологии, человек, ответственный за проработку продукта и распределение бэклога. Он знает о требованиях пользователя и возможностях команды.

Примеры употребления:

  • «Мы не можем зарелизить без пио»
  • «Надо узнать у пио — делать или не делать»
  • «Прежде, чем взять задачу в спринт, узнай у пио, есть ли на это ресурсы»

Пиэм

От англ. PM, сокращенно от Product Manager (дословно — менеджер продукта) — менеджер, который отвечает за продукт, его обязанности совпадают с обязанностями пио, отличие только в том, что это название должности, а не роли в скраме. Так же, как пио, пиэмов могут называть продакт.

Примеры употребления:

  • «Ищем пиэмов в новый юнит»
  • «А кто пиэм у этой команды?»
  • «Пиэм должен знать ответ, спроси у него»

Организационное

Термины, относящиеся к организации работы, а также термины, употребляющиеся в неформальной речи при обсуждении чего-либо.

Дейоф

От англ. day-off (дословно — выходной) — просто выходной.

Примеры употребления:

  • «У меня завтра дейоф»
  • «Он взял дейоф за свой счет»
  • «Почему я не в курсе о ее дейофе?»

Драйвер

От англ. driver (дословно — водитель) — человек, который берет на себя инициативу управления проектом/процессом/задачей. В его обязанности входит следить за тем, как протекает созданный им процесс, и руководить им. Он мотивирует других людей выполнять работу для достижения поставленных целей.

Примеры употребления:

  • «Для этой инициативы нужен драйвер»
  • «Кто будет драйвить этот проект?»
  • «Как драйвер ты должен периодически всех пинать, чтобы работали»

Консёрн

От англ. concern (дословно — тревога, участие) — в английском языке слово «консёрн» имеет много различных значений, при этом очень часто употребляется в русской речи. Какое именно значение вкладывает в него автор, известно только ему самому. Иногда — это смесь многих значений, таких как: особый интерес, беспокойство, цель, настороженность, опасение и т.д.

Примеры употребления:

  • «У меня есть консёрны относительно этой идеи»
  • «Мой консёрн в том, что это может не работать»
  • «А какие у тебя консёрны?»

Окиары

От англ. OKR, сокращенно от Objectives and Key Results (дословно — цели и ключевые результаты) — система по постановке и достижению целей. Она нужна для синхронизации работы всех участников компании/отдела/команды, чтобы все двигались в одном направлении, с понятными приоритетами и постоянным ритмом. В отличие от KPI, это амбициозное целеполагание, достижение окиаров (окров) на 70-80% — отличный результат.

Примеры употребления:

  • «Когда мы узнаем окиары на следующий квартал?»
  • «У команды не может быть окиаров, они есть только у юнитов»
  • «Впечатляющие окиары!»

Оффер

От англ. offer (дословно — предложение) — предложение о работе / приглашение на работу.

Примеры употребления:

  • «Ему выслали оффер, ждем ответа»
  • «Кандидат отклонил наш оффер»
  • «По итогам собеседования мы хотим сделать вам оффер»

Поинт

От англ. point (дословно — точка) — чаще всего употребляется в значении «точка зрения», сокращенно от point of view. Также в значениях: «суть», «смысл», «довод».

Примеры употребления:

  • «Мой поинт в том, что надо заранее планировать работу»
  • «Согласна, в этом есть поинт»
  • «Какие поинты у этого решения?»

Понимаем сленг программистов: мини-словарь для начинающих разработчиков

Понимаем сленг программистов: мини-словарь для начинающих разработчиков главное изображение

Начинающие разработчики не сразу понимают старших товарищей. Фразы вроде «я апишку свитчнул» или «заимпорти другую либу» звучат для новичков как лекция по математическому анализу для первобытного человека. Поэтому мы решили сделать небольшой словарь профессионального сленга программистов.

Слова и фразы в словаре отсортированы по алфавиту. Кстати, словарь можно дополнять. Пишите в комментариях термины, с которыми вы сталкивались на работе.

Бесплатные курсы по программированию в Хекслете

  • Освойте азы современных языков программирования
  • Изучите работу с Git и командной строкой
  • Выберите себе профессию или улучшите навыки

А

Адаптив — адаптивный дизайн, адаптация интерфейса к использованию на разных экранах.

Аджайл — от англ. Agile. Общий термин, который описывает ценности и принципы гибкой разработки программного обеспечения, а также практические подходы к разработке. Понятие Agile стало популярным после публикации Манифеста гибкой разработки программного обеспечения в 2001 году.

Айдишник — id, идентификатор.

Альфа — этап разработки программного обеспечения, на котором разработчики добавляют в программу новые функции, а тестировщики испытывают программу. Это внутренний или непубличный этап.

Апишка — API, программный интерфейс приложения или интерфейс прикладного программирования.

Апрув, апрувнуть — от англ. Approve. Одобрение, одобрить, утвердить.

Аутсорс — аутсорсинг, передача компанией части операционной деятельности другой компании.

Б

Баг — от англ. Bug — жучок, клоп. Ошибка в программе.

Бахнуть — что-то быстро сделать, изменить или дополнить функциональность приложения.

Бета — бета-версия, приложение на стадии публичного тестирования.

Бот — сокращение от «робот». Ботом называют программу, которая автоматизирует интерфейс. Пример — автоответчик в чате.

Бэкап, бэкапить — резервная копия или процесс создания резервной копии приложения.

Бэкенд — от англ. Back-end. Программно-аппаратная или серверная часть приложения.

Бэклог — от англ. Backlog. Перечень рабочих задач команды разработчиков, упорядоченный по приотритету.

В

Ворнинг — от англ. Warning — предупреждение. Предупреждающее сообщение в интерфейсе.

Войтивайти — шуточное выражение, обозначает процесс переквалификации далекого от IT-сферы специалиста в разработчика.

Выкатить — сделать доступным для пользователей. Например, «выкатили новую версию сайта» значит сделали новую версию сайта доступной для пользователей.

Выпадашка — выпадающее меню, то же, что и «дропдаун».

Г

Галера — компания, в которой платят низкие зарплаты и не ценят разработчиков.

Гит — система контроля версий Git или сервис GitHub.

Г****окод — плохой, некачественный код. Объяснение термина есть в статье нашего студента.

Градиент — плавный переход из одного цвета в другой.

Грумить — от англ. Grooming. Приводить в порядок, «причесывать».

Д

Движок — в веб-разработке так называют системы управления контентом.

Дебажить — устранять ошибки, баги.

Деплой, деплоить — развёртывание, публикация рабочей версии приложения. Пример: задеплоить сайт — перенести сайт с тестового на рабочий сервер, сделать его доступным для пользователей.

Джун, джуниор — от англ. Junior. Младший разработчик. Специалист без опыта или с минимальным опытом работы.

Дезигнер — презрительно-снисходительное название дизайнера.

Докеризировать — завернуть приложение в докер (платформу для разработки, доставки и запуска контейнерных приложений).

Драй — от англ. DRY, don’t repeat yourself. Принцип программирования, предлагающий избегать повторений кода.

Дропдаун — выпадающее меню, то же, что и «выпадашка».

Дропнуть — от англ. Drop. Удалить, отключить, сбросить или обнулить что-либо.

Ж

Жаба — язык программирования Java.

Жабаскрипт — язык программирования JavaScript.

З

Залить — загрузить. Например, «залить файлы на сервер».

Запилить — сделать что-то, добавить какую-то функциональность.

Змея — язык программирования Python.

И

Исходник — файлы, в которых находится исходный код приложения, или сам исходный код.

Итерация — повторение. «Мы сделали несколько итераций» — мы повторили шаг несколько раз.

Бесплатные курсы по программированию в Хекслете

  • Освойте азы современных языков программирования
  • Изучите работу с Git и командной строкой
  • Выберите себе профессию или улучшите навыки

К

Колл — от англ. Call. Созвон, онлайн-конференция, онлайн-совещание.

Коммит, коммитить — от англ. To commit — совершать. В контексте работы над приложением — сохранять код в репозитории.

Копипаста — от англ. Copy-Paste. Скопированный откуда-то код.

Костыль — код, который нужен, чтобы исправить несовершенство ранее написанного кода.

Л

Легаси — от англ. Legacy. Морально устаревший код, который не обновляется, но используется. Или код, который разработчик получил по наследству от предыдущих разработчиков.

Либа — от англ. Library — библиотека. Речь идет о библиотеках кода, например, React.

Линтер — общее нарицательное название программ, которые анализируют код и предупреждают разработчика об ошибках.

Лист — от англ. List — список.

Локалка — локальный. Например, локальный сервер или сеть.

М

Мидл — от англ. Middle — средний. Уровень разработчика, следующий за джуниором. Опыт и уровень знаний миддла позволяет ему самостоятельно решать серьезные задачи.

Мёржить — от англ. Merge, сливать. Речь идет об объединении или слиянии веток кода.

Меншить — от англ. Mention — упоминание. Упоминанать в чатах или соцсетях. «Менши меня, когда будет готово» значит «упомяни меня, когда будет готово».

Н

Навбар — навигационный блок на сайте или в интерфейсе программы.

Накатить — внести изменения, задеплоить новую версию приложения. Противоположное термину «откатить».

О

Опенсорс, опен-сорс — от англ. Open Source. Программное обеспечение с открытым исходным кодом.

Откатить — удалить изменения, вернуть предыдущую версию приложения. Противоположное термину «накатить».

Ось — операционная система.

П

Падаван — ироничное название стажера или джуниора.

Пилот — пробная (пилотная) версия продукта.

Питон — язык программирования Python.

Подвал — то же, что и «футер». Элемент структуры страницы, который находится в нижней части и содержит служебную информацию — контакты, ссылки на соцсети, публичная оферта и т. д.

Поплыла вёрстка — некорректное отображение страницы в браузере.

Продакшн или продакшен (продакшн-код) — обозначение кода для рабочей версии приложения.

Пушить — использовать команду push, публиковать что-то.

Пэхапэ — язык программирования PHP, то же, что и «пыха».

Пыха — язык программирования PHP, то же, что и «пэхапэ».

Р

Рекурсия — описание процесса с помощью самого процесса. Например, выражение «рекурсивный вызов функции» описывает ситуацию, в которой функция вызывает сама себя.

Релиз — программное обеспечение на стадии публичного использования. Стабильная версия программы, которая прошла тестирование.

Релокация — перевод сотрудника или бизнеса в другое место внутри страны или за границу.

Репа — репозиторий, хранилище данных. Например, код программы можно хранить в репозитории на GitHub.

Ридми — файл Readme, в котором содержится информация о программе.

Ругаться, например, линтер ругается — сообщения об ошибках в коде, работе сервиса и так далее.

С

Сабж — от английского Subject — тема, предмет. «По сабжу» — по теме обсуждения.

Свитчнуть, свичнуть — переключить. От английского switch.

Сетка — модульная сетка, используется для дизайна и верстки страниц.

Сеньор, синьор — от англ. Senior — старший разработчик.

Сорец (Сорцы) — от англ. Source. Исходный код.

Стек — изначально абстрактный тип данных. В разговорной речи используется для обозначения списка технологий, которые использует разработчик или компания. Пример: «Наш стек — HTML/CSS, JavaScript, React».

Софт — от англ. Software — программное обеспечение.

Софт-скиллы — от англ. Soft skills — знания и качества специалиста, прямо не связанные с профессиональной деятельностью. Примеры: коммуникабельность, проактивность.

Спринт — короткий промежуток времени (до 4 недель), в течение которого scrum-команда выполняет определенный объем работы.

Читайте также: Как джуну найти работу и где лучше начинать карьеру в IT: советы от Хекслета

Т

Таска — от англ. Task. Задание, задача.

Темплейт — от английского Template — шаблон.

Тестировщик — специалист по тестированию программного обеспечения.

Тимлид — от английского Team Lead — руководитель команды. Координатор группы программистов.

У

Убить — удалить что-то. Например, «убить профиль» означает удалить профиль.

Ф

Фидбек — от англ. Feedback — обратная связь.

Фиксить, пофиксить — от англ. Fix. Чинить, починить, исправить.

Фича — функция, возможность. От англ. Feature.

Фреймворк — от англ. Framework — каркас. Инструмент разработки, набор типовых шаблонных решений, упрощающих работу программиста. Примеры: Laravel, Bootstrap.

Фронтенд — от англ. Front-end — клиентская часть приложения.

Х

Хатэмээль, хатээмэль — HTML, язык гипертекстовой разметки.

Хардкодить — статически прописывать в коде данные, которые должны вычисляться динамически. Плохая практика, антипаттерн в программировании.

Хацкер, кулхацкер — ироничное название начинающего специалиста, который считает себя опытным программистом. От английского Hacker и Cool Hacker.

Хедер, хэдер — элемент структуры веб-страницы, находится в верхней части и содержит логотип, меню, служебную информацию.

Хотфикс — от англ. Hotfix. Срочное исправление критических ошибок, уязвимостей или недоработок в программе.

Ц

Цэмээс, цээмэс — от англ. CMS — Content Management System, система управления контентом.

Цээсэс — от англ. CSS — Cascading Style Sheets, каскадные таблицы стилей.

Ч

Чекать, чекнуть, прочекать — от англ. Check. Проверять, проверить.

Ю

Юзать — от английского To use — использовать.

Я

Ява — язык программирования Java.

Яваскрипт — язык программирования JavaScript.

ЯП — язык программирования.

Бесплатные курсы по программированию в Хекслете

  • Освойте азы современных языков программирования
  • Изучите работу с Git и командной строкой
  • Выберите себе профессию или улучшите навыки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *