Синтезатор с экраном на котором падают ноты
Перейти к содержимому

Синтезатор с экраном на котором падают ноты

  • автор:

Какой синтезатор купить начинающему?

​При выборе синтезатора следует учитывать три важных параметра: тип клавиатуры, звучание и функционал. Для маленьких детей специалисты советуют покупать легкие синтезаторы с маленькими клавишами, школьникам — инструмент с различными возможностями для обучения, в котором есть минимальный набор стилей аккомпанемента и звуков, а тем, кто уже освоил игру на инструменте, имеет смысл приобретать полупрофессиональные инструменты с диапазоном от 5 до 8 октав. В то же время, по словам специалистов, если ребенок учится в музыкальной школе по классу фортепиано, то лучше покупать акустическое или цифровое пианино, а не синтезатор. Цифровое пианино должно иметь молоточковую взвешенную клавиатуру, в нем должно быть 88 клавиш и 9 октав, а также по возможности в нем должно быть три педали.

На что следует обратить внимание при покупке синтезатора?

Клавиатура

Детям дошкольного и младшего возраста тяжело нажимать на полноразмерные клавиши, поэтому для них больше подойдут модели с уменьшенными клавишами. В музыкальных магазинах представлены варианты на 37 клавиш и 44 клавиши. Они рассчитаны всего на 2,5-3 октавы. Для малышей в качестве первой модели такие детские синтезаторы будут в самый раз. У таких инструментов неплохой звук, есть несколько тембров, а также готовые ритмы. Кроме того, у них есть дисплей, на котором отображаются ноты, что полезно для изучения нотной грамоты.

С семи лет можно выбрать классический вариант, имеющий полноразмерные клавиши с диапазоном 4-5 октав (до 50 клавиш). Сила нажатия на клавиатуру в таких инструментах не должна влиять на громкость исходящего звука. Для начинающего музыканта больше подойдет пассивная (нединамичная) клавиатура, но нужно обращать внимание на вес клавиши, ее форму и размер. Чем крупнее и тяжелее клавиши, тем лучше. Лучший вариант — если вес и форма клавиши такие же, как у акустических пианино и роялей.

Вопрос-ответ

Для взрослого начинающего музыканта подойдет полноразмерный вариант на 76 или 88 клавиш. Клавиши на таком инструменте должны быть полноразмерными, а клавиатура — чувствительной к силе нажатия, чтобы звучание было реалистичным, поскольку громкость, тембр и специальные эффекты тембра зависят от скорости и силы нажатия.

Модели с пятиоктавной клавиатурой (61 клавиша) и полноразмерными, как у фортепиано, клавишами подойдут тем, кто умеет играть на пианино, но параллельно желает заняться сочинением собственной музыки.

Полифония

По словам специалистов, полифония важнее для цифровых пианино, нежели для синтезаторов. Многие синтезаторы имеют функцию автоматического аккомпанемента. Стоит нажать всего одну клавишу, и будут звучать ударные, гитара, труба и скрипки. Кроме того, сам звук может меняться в зависимости от динамики (силы и скорости нажатия на клавишу). Стандартными параметрами полифонии принято считать 24, 32, 48, 64, 128, 256. Эти числа обозначают количество нот, которые может одновременно воспроизвести синтезатор. Чем выше показатель полифонии, тем ближе тембр к звучанию настоящих акустических инструментов. Синтезаторы для начинающих, по словам специалистов, имеют от 24 до 32 нот.

При наличии определенных навыков показатели полифонии можно увеличить, купив инструмент, в котором имеется функция наложения тембров. Такой инструмент будет звучать гораздо красивее. Количество тембров влияет на варианты звука. Новичку вполне подойдет модель с минимальным «базовым» набором, в который входят струнные, хоровые и рояльные тембры. Перед покупкой эксперты советуют поиграть несколькими тембрами, и если они звучат неестественно, например, тембр скрипки резкий или тембр гитары слишком размытый, то такой синтезатор лучше не брать. Также следует учитывать, что инструменты разных брендов и ценовых категорий звучат по-разному и имеют свой тембральный окрас. Как правило, чем дороже синтезатор, тем он лучше по звуку.

Количество стилей

У синтезаторов достаточно большое количество стилей. Их число определяет количество возможных вариантов ритмов и мелодий аккомпанемента. В синтезаторе их может быть от 4 до 1792. Каждая модель, поддерживающая функцию управления автоаккомпанементом, имеет на панели управления специальные кнопки: вступление, несколько вариантов проигрышей, финал, которые исполняются в соответствующем стиле. От того, как много «умеет» синтезатор, также зависит его стоимость и возможности исполнения различных мелодий. Поэтому, выбирая синтезатор, нужно ориентироваться на то, для чего нужен инструмент: просто научиться играть или раскрыть музыкальный талант. Новичкам вряд ли потребуется большое количество программ. Им вполне подойдут бюджетные версии со стандартным комплектом стилей.

Смотрите также:

  • Лес Пол: «Люди уже не знают, как должна звучать гитара» →
  • Леонид Величковский: «Это я уговорил Бузову запеть» →
  • Кто такая? Семь интересных фактов о певице Адель →

CASIO LK-125 синтезатор с подсветкой клавиш (без адаптера Casio AD-E95100LG)

  • CASIO LK-125 синтезатор с подсветкой клавиш (без адаптера Casio AD-E95100LG)
  • CASIO LK-125 синтезатор с подсветкой клавиш (без адаптера Casio AD-E95100LG)
  • CASIO LK-125 синтезатор с подсветкой клавиш (без адаптера Casio AD-E95100LG)

Компактный синтезатор начального уровня. 61 полноразмерная клавиша с подсветкой, невзвешенная клавиатура. 100 тембров, 50 стилей автоаккомпанемента. Система обучения с голосовым помощником, банк песен – 100 композиций. ЖК-дисплей, метроном, полифония – 12 нот. Питание от шести батарей АА. Адаптер питания приобретается отдельно.

Цена: 9 680 a
Нет в наличии

  • Мы сделали бесплатной доставку по Москве для товаров стоимостью
    от 6000 рублей. Кроме того, доставка до терминалов СДЭК в Московской области, Санкт-Петербурге и любых областных городов для товаров стоимостью от 6000 рублей также бесплатна (условие действительно только для покупателей — физических лиц).

Casio LK-125 является простым клавишным синтезатором начального уровня, разработанным как для обучения игре на фортепиано, так и для исполнения простых музыкальных произведений дома. У него 61 невзвешенная полноразмерная клавиша (пять октав) и четкий монохромный ЖК-дисплей с подсветкой, который проведет начинающих музыкантов через интуитивно понятный интерфейс для максимально эффективного обучения. Можно учиться как обеими руками сразу, так и по отдельности. Для помощи обучающимся клавиши сделаны с подсветкой: в режиме обучения подсвечиваются те клавиши, которые нужно нажать. Есть и голосовой помощник, которого можно отключить при необходимости.

Внутри у синтезатора Casio LK-125 зашито 100 высококачественных тембров и 50 ритмических шаблонов автоаккомпанемента. Также встроено 100 композиций, которым можно подыгрывать для обучения или удовольствия. Полифония инструмента – 12 нот. От модели LK-127 отличается цветом корпуса.

В комплекте к Casio LK-125 идут пюпитр и инструкция. Возможно питание от шести батарей размера АА, которых хватает в среднем на 4 часа непрерывной работы. Есть функция автоотключения через ~6 минут после последнего нажатия на клавишу при работе от батарей, и через 4 часа – при работе от адаптера переменного тока. Адаптер питания AD-E95100 приобретается отдельно.

Особенности синтезатора Casio LK-125

  • Синтезатор начального уровня
  • 61 клавиша с подсветкой
  • Голосовой помощник
  • 100 тембров
  • 50 стилей автоаккомпанемента
  • Полифония – 12 нот
  • 100 композиций с автоаккомпанементом
  • Питание от шести батарей АА
  • Адаптер питания AD-E95100 приобретается отдельно

Характеристики синтезатора Casio LK-125

Общие данные
Тип инструмента синтезатор с автоматическим аккомпанементом
Обучение есть
Клавиатура
Количество клавиш 61, невзвешенные
Молоточковая механика нет
Размер клавиш полноразмерные
Чувствительность клавиатуры к касанию нет
Разделение клавиатуры нет
Конструкция
Корпус компактный
Встроенный усилитель есть, 2 x 2 Вт
Встроенная акустическая система есть, 2 динамика диаметром 100 мм
Дисплей есть, монохромный
Размеры (ШxВxГ) 949 x 304 x 93 мм
Вес 3.4 кг (без батареек)
Функции
Количество тембров 100
Полифония 12 нот
Автоаккомпанемент есть, 50 стилей
Арпеджиатор нет
Транспонирование есть, -6/+5 полутонов
Метроном есть, 40-255 ударов в минуту
Система обучения есть
Количество предустановленных композиций 100
Разъемы и интерфейсы
Разъемы MIDI нет
Интерфейс USB нет
Разъем для подключения педалей нет
Выход на наушники 1 x 1/8” mini-Jack TRS

Скачать инструкцию

Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса РФ.

Топ-5 приложений для обучения игре на фортепиано

В современном мире для того, чтобы учиться играть на музыкальных инструментах, не обязательно идти в музыкальную школу или обращаться к услугам частных педагогов — можно полностью положиться на специально разработанные интернет-ресурсы. Обучающие онлайн-платформы предоставляют возможность овладевать навыками игры на музыкальном инструменте в любое удобное для вас время, используя компьютер, планшет или смартфон. По мере того, как эта область продолжает развиваться, создается все больше и больше специальных обучающих программ, совместимых с различными устройствами. Сейчас существует множество полезных приложений, которые помогут вам начать обучение игре на фортепиано с нуля или же продолжить совершенствование уже имеющихся навыков. Рассмотрим пять наиболее широко известных и популярных приложений для обучения игре на фортепиано.

FLOWKEY

Flowkey — это многоплатформенное приложение для обучения игре на фортепиано. Приложение использует встроенный компьютерный микрофон для считывания аудиосигнала во время игры на акустическом пианино. Flowkey также совместимо с MIDI, что позволяет использовать для игры MIDI-клавиатуру, поскольку программа отслеживает нажимаемые клавиши и дает мгновенную обратную связь. Интуитивно понятный пользовательский интерфейс прост в навигации и выглядит одинаково как на планшете, так и на ПК. Он состоит из четырех разделов: «Обзор», «Поиск», «Мои произведения» и «Курсы». Все вкладки разделов для удобства пользователя находятся в главном меню. Уроки начинаются с таких основных понятий, как осанка и положение рук. Как только вы освоите правильную игровую позицию, вы сможете перейти к воспроизведению легких композиций для правой руки, а затем для левой руки. Затем последуют уроки, которые научат вас играть аккорды обеими руками. На среднем уровне начнется изучение мажорных и минорных аккордов и аккомпанемента. Уроки продвинутого уровня включают полезные советы по импровизации. Библиотека произведений включает в себя поп-музыку, классику, композиции из фильмов и сериалов, мелодии из видеоигр, джаз, рок и многое другое. После выбора композиции приложение предоставляет возможность воспроизводить ее с различными параметрами. Можно начать играть только правой рукой, а затем только левой, прежде чем переходить к игре обеими руками. Эта функция пригодится, особенно если скорость двигательных реакций рук различается. Функция режимов воспроизведения позволяет изменять скорость проигрываемой композиции. В быстром режиме скорость увеличивается на 25% от исходной, в то время как в медленном режиме скорость снижается на 50%. Это поможет играть в своем собственном удобном темпе. Также есть возможность выделить определенную часть произведения, чтобы разучивать ее повторно. Функция предварительного прослушивания позволяет прослушать произведение до начала его разучивания. Эта функция помогает новичкам понять, как должно звучать произведение. Понравившееся произведение можно сохранить для дальнейшего разбора или нажать «выучить произведение», чтобы начать незамедлительно. Flowkey доступно как приложение для планшетов или онлайн-программное обеспечение для ПК.

SIMPLY PIANO

Simply Piano — одно из наиболее широко используемых приложений для обучения игре на пианино. Это увлекательный и быстрый способ научиться играть. Simply Piano подходит для всех возрастов и не требует наличия предварительных знаний. Приложение отслеживает ввод с клавиатуры с вашего iPhone или iPad и мгновенно дает обратную связь во время игры. Simply Piano имеет 27 различных курсов, разделенных на два потока: «Соло» и «Гармония». «Соло» предназначен для того, чтобы научить вас играть сольные фортепианные пьесы, содержащие как мелодию, так и аккомпанемент. На этом потоке упор делается на чтение нот и игру гамм. «Гармония» обучает использованию аккордов для сопровождения любой композиции. На этом потоке учат использовать аккордовые последовательности на примере известных песен в стиле поп, рок и джаз. Курсы начинаются с вводных видео, объясняющих, что вы будете изучать, а затем переходят к видео, демонстрирующим новый материал. После просмотра видео вы попадете в обучающий интерфейс. В верхней части экрана отображается нотный стан, а под ним — клавиатура. Когда вас учат новым нотам, они выделяются на клавиатуре. Приложение позволяет разучивать несколько музыкальных тактов за раз, сначала прослушав их. Правильно сыгранная нота окрашивается синим цветом; в противном случае нота становится красной. Если вы потратите слишком много времени, на поиски нужной ноты на клавиатуре, появится подсказка — нужная нота на клавиатуре станет желтой. Если вы сыграете более двух желтых нот, вам придется повторять несколько тактов. Если вы сыграете более двух красных нот, вы перейдете в режим практики, в котором вы будете играть намного медленнее и с метрономом. Еще одна интересная функция, представленная в Simply Piano, — это 3D Touch, которая превращает iPhone или iPad в настоящий инструмент. Эта функция позволяет играть, используя устройство с сенсорным экраном, сенсорную 3D-клавиатуру, а также другие сенсорные возможности. Таким образом, приложение дает возможность играть со своего устройства в любое время и в любом месте. У Simply Piano есть универсальное приложение, доступное как для iPhone, так и для iPad. Прогресс в приложении синхронизируется с iCloud, что позволяет удобно и безопасно переключаться между различными устройствами, не беспокоясь о том, чтобы потерять свой прогресс. Также есть версия приложения для смартфонов и планшетов на базе Android.

CHORDANA PLAY

Chordana Play – еще одно популярное приложение для того, чтобы научиться играть на пианино или освежить уже имеющиеся знания. Приложение было создано знаменитым брендом Casio. Это приложение лучше всего подходит для просмотра на большом экране, например на планшете, для тех, кто хочет играть на экранной клавиатуре. Также можно подключить совместимый инструмент из линейки Casio к смартфону или планшету с помощью аудиокабеля и практиковаться в пошаговых уроках. Chordana Play генерирует партитуру из файлов MIDI, а также распознает аккорды, что упрощает обучение и разбор композиций. По мере того, как воспроизводится произведение, на клавиатуре наглядно показывается аппликатура, а это идеальный способ разучивания произведений. Приложение имеет функцию подсветки клавиш: аккорды для левой руки загораются оранжевым, аккорды для правой руки выделяются синим цветом. Также наличествует функция подсказок, появляющихся таким образом, чтобы можно было исправить ошибки во время игры. В Chordana Play также присутствуют такие полезные функции, как функция замедления темпа, функция транспонирования партитуры в более легкую для игры тональность и функция повтора всего произведения или отдельной его части. Также есть возможность выполнять трехэтапные уроки с помощью виртуальной экранной клавиатуры. Система подсчета баллов, начисляемых за исполнение, позволяет отслеживать свои улучшения. Chordana Play обладает функцией распознавания PDF-файлов, что делает возможным загрузку любых партитур в данном формате. Также приложение предоставляет возможность загрузки MIDIфайлов. Помимо этого, приложение предлагает на выбор для разбора 60 предустановленных композиций. Подключение интеллектуального устройства через USB-кабель позволяет пользователям Casio CDP-S100, CDP-S150, CDP-S350, PX-S1000 и PX-S3000 использовать трехпедальный блок (SP-34) или демпферную педаль (SP-3) в качестве переворачивателя страниц. Пользователи моделей, которые не поддерживают перелистывание страниц, по-прежнему могут получить доступ к функции перелистывания страниц с помощью стороннего средства перелистывания страниц Bluetooth.

YOUSICIAN

Yousician – это многофункциональная платформа, предоставляющая не только уроки игры на фортепиано, но также и уроки игры на гитаре, бас-гитаре и укулеле. Приложение распознает аккорды и ноты, когда вы играете их на реальном инструменте, применяя встроенный микрофон устройства, которое вы используете. Обучающая программа разделена на три категории: «Поп-музыка», «Классическая музыка», «Навыки». Эти категории последовательно расположены по уровням подготовки и музыкальным предпочтениям. Yousician имеет функцию «Пошаговые уроки», предоставляющую индивидуальный план, который поможет организовать занятия. Эта функция подразделяется на три этапа: разминка, обучение и усвоение нового материала. На этапе разминки предлагается играть произведения, которые на один или два уровня ниже текущего уровня подготовки. На этапе обучения появляются произведения, которые находятся на текущем уровне подготовки, а этап усвоения нового материала предоставляет новые произведения для разбора. Yousician также имеет функцию автоматического воспроизведения произведения в режиме практики. Эта функция автоматически регулирует темп композиции в зависимости от темпа игры. После того, как вы закончите играть произведение, оно возобновится с увеличением темпа на 5%. Еще одна интересная функция приложения — это оценка сыгранного произведения, которая дается исходя из качества вашей игры. Оценка произведения отображается на экране сводной информации о произведении, а также может быть показана вместе со всеми результатами, полученными за все предыдущие сыгранные произведения. Благодаря этой функции подсчета очков у вас всегда есть мотивация продолжать играть и совершенствоваться. Yousician включает в себя множество полезных функций, включая поисковую систему композиций, обучающие видеоролики, избранное и коллекции произведений, сброс прогресса, тренировка рук по отдельности и другие. Приложение доступно как на ПК, так и на мобильных устройствах.

PIANO MARVEL

Piano Marvel – еще одна отличная онлайн-платформа для обучения игре на пианино, подходящая для людей всех возрастов и разных уровней способностей. Один из лучших способов сохранить интерес к игре на пианино — это сразу начать играть. Некоторые вводные уроки игры очень длинные и дают много теоретической информации еще до того, как дело дойдет непосредственно до игры. Piano Marvel учит вас играть на пианино с самого первого урока, а в дальнейшем подключает к практике изучение теории. Платформа также отслеживает ваш прогресс через MIDI-совместимость. После того, как вы подключите MIDI-контроллер к компьютеру, вам будет предложено настроить его с помощью программного обеспечения, для чего вам просто нужно взять самую низкую ноту на клавиатуре, а затем самую высокую. По мере того, как прогресс отслеживается, вам выставляются баллы в соответствии с вашей успеваемостью. Учебные занятия в Piano Marvel разбиты на 20 занятий с видеороликами, в которых обобщаются навыки, которые необходимо изучить на уроке. Первые уроки включают навыки сочетания нот, чтения целых, половинных и четвертных нот. Затем вы переходите к изучению аппликатуры и изучению нот других длительностей на клавиатуре. По мере продвижения у вас будет возможность разобрать большое количество классических произведений. Уроки в Piano Marvel разделены на две категории — методическую и техническую. В методическую часть входит теория, освоение нотной грамоты и разучивание разных песен. Техническая часть посвящена различным стилям игры и учит вас играть на слух, а также улучшает ваше чтение с листа. Одна из новейших функций платформы — это стандартная оценка чтения с листа (SASR). Эта функция оценивает и отслеживает ваши навыки чтения партитуры с листа. В дальнейшем результат сравнивается с результатами других пользователей, и вы можете увидеть свой прогресс и свое место в таблице лидеров. В музыкальной библиотеке Piano Marvel предлагается широкий выбор произведений, которые можно бесплатно скачать для изучения. Большинство композиций в библиотеке — это классические произведения, включающие видеоуроки и ноты. В библиотеке также представлены композиции таких жанров, как джаз, блюз, поп-музыка и рок-н-ролл.

Связные категории:

  • Пианино
  • Акустические пианино
  • Цифровые концертные пианино
  • Цифровые пианино
  • Рояли
  • Акустические рояли
  • Цифровые рояли
  • Синтезаторы
  • Профессиональные синтезаторы
  • Синтезаторы базового уровня
  • Синтезаторы с подсветкой клавиш
  • Синтезаторы высокого уровня

Как перестать разговаривать с людьми и собрать свой первый синтезатор

Жизнь в 2021 не стала легче. Ледники всё ещё тают, границы закрыты, биткоин дорожает, а просмотров у любого челленджа в Тиктоке больше чем у всех видео с канала NASA вместе взятых. Что делать технарю, чтобы почувствовать себя уютнее в постоянно меняющемся мире где в новостях пишут что Земля снова плоская, а коллеги у кулера всерьёз обсуждают программирование микроконтроллеров на JavaScript?

Выход есть: зимой пора сделать то о чём вы давно мечтали, но не знали с какой стороны подступиться — собрать свой первый синтезатор. Я собрал 10 штук и сейчас расскажу с чего можно начать.

Зачем мне вообще таким заниматься?!

Во-первых, это может превратиться в клёвое хобби. Теория синтеза звука в целом и преобразование звуковых волн в частности вообще очень глубокая тема в которую можно нырнуть на годы и которая тесно связана с математикой. Любой может купить Korg Volca и крутить на нём ручки, но пойди разберись как именно каждая влияет на форму волны и почему.

Кроме того, у этого хобби так много разных граней, что оно привлекает совершенно разных специалистов от квадратных учёных, которые пишут матаппарат для DSP чтобы разговаривать с китами до круглых музыкантов которые при помощи синтезаторов (представьте себе) делают музыку. Наверняка в таком широком спектре вы легко найдёте сообщество единомышленников, или просто заведёте интересные знакомства.

Во-вторых, вы гарантированно узнаете что-то новое. И речь не просто об отличиях VCO от VCA. У меня был неплохой опыт с электроникой, но тут меня окунули головой в полистирольные конденсаторы и двуполярное питание. Где ещё такое встретишь?

В-третьих, большинство синтезаторов (в том числе проприетарных) дружелюбны к модификациям. Даже собирая что-то по инструкции у вас есть шанс случайно сделать уникальный синт, который будет только у вас. А история знает множество примеров того, как ошибки в схемотехнике или неправильные, а то и просто бракованные, компоненты становились основой звука который в будущем назовут легендарным. В конце-концов, есть circuit bending — набор почти хаотичных техник, которые позволяют вносить изменения в существующие печатные платы которые способны сильно изменить звук устройства.

Любая издающая звуки детская игрушка — потенциальная жертва circuit bending

В-четвёртых, вы можете делать это просто чтобы сэкономить деньги. Сюрприз: open-source синтезатор в виде кита с доставкой из-за рубежа будет стоить в 2-3 раза дороже, чем если вы сами купите все компоненты и спаяете его на коленке.

И наконец: на любом синтезаторе много клёвых ручек и мигающих лампочек. Давайте не будем себя обманывать — это, очевидно, главная причина чтобы его собрать.

Единственный вопрос на который нужно ответить прежде чем начать: Умеете ли вы паять?

Я не умею паять и презираю паяльник

Такое случается. К счастью, даже в этом случае есть возможность сделать что-то самостоятельно. Из-за того, что среди музыкантов очень много адептов DIY-культуры, этим активно пользуются крупные производители оборудования.

Например, вот Korg NTS-1 — монофонический синтезатор, который стоит сравнительно недорого не смотря на то, что базируется на довольно мощном чипе, использующем движок из более дорогой модели «настоящего» синтезатора — Korg Minilogue. Низкая цена обусловлена тем, что пользователю самому придётся его собирать. Паять ничего не нужно, речь лишь об отвёрточной сборке. Кроме того, компания сэкономила на материалах: корпусные детали — обычные PCB, которые приходят даже не разделёнными на части, и логистике — ни тебе блоков питания, ни громоздкой упаковки.

Korg NTS-1

Похожим образом они уже выпускали переиздание легендарного Korg MS-20, который в собранном виде занял бы половину вашего стола, а разобранным приходит в коробке ноутбучного размера. Собрать его едва ли сложнее, чем табурет из Икеи.

Похожие проекты с отвёрточной сборкой есть у Moog (Werkstatt-01), Meeblip (SE), Gakken (SX-150) и много у кого ещё.

Moog Werkstatt-01

Если вам кажется, что даже Lego собрать сложнее, чем закрутить несколько винтов отвёрткой, то вы правы. Сборка таких синтезаторов вряд ли займёт хотя бы час, и на полноценное хобби потянет вряд ли.

Другое дело синтезатор на макетной плате. В интернете можно найти достаточно дизайнов примитивных синтезаторов для запуска которых нужно минимум компонентов, а соединять их вместе припоем не обязательно — можно всё смонтировать на макетке.

Система Rad-Fi от bleeplabs.com

Для этого неплохо подойдут синтезаторы на популярной микросхеме-счётчике 555. Их очень много, а способов дорабатывать дизайн и модифицировать звук ещё больше. При этом даже такие, казалось бы примитивные, проекты позволяют довольно глубоко погрузиться в тему аналогового синтеза, операционных усилителей и фильтров.

Вряд ли у вас получится сделать что-то прорывное или сложное при помощи одной лишь макетки, но как точка входа в тему самодельных синтов макетка неплоха. И никакой вам вонючей канифоли и горячих паяльников за которые непонятно с какой стороны браться.

Я презираю паяльник, но очень люблю программировать

Не смотря на то, что это подмножество прошлой категории, я выделил его в самостоятельный раздел лишь из-за размера. Здесь мы вступаем на необычную территорию, но не упомянуть о ней я не могу. Речь не просто о софте для лайвкодингa по которому и так написано много статей и снято ещё больше видео. И даже не о нодовых системах в которых можно спроектировать не только полноценный синтезатор, но даже уникальный осциллятор, а то и вовсе DSP.

Вместо всего этого хочу привести в пример хардварные платформы для которых вы можете написать прошивки и приложения, которые будут исполняться на готовом, специализированном железе, а не на вашем ноутбуке. Их преимущество в том что паять и собирать ничего не нужно, а железо абстрагировано от кода специальной библиотекой, или целым набором софтовых компонентов. В общем, для создания собственного уникального синтезатора, лупера или эффекта не придётся изучать верилог, ассемблер и разбираться как работать с прерываниями, а потом ещё вооружившись осциллографом делать дебоунс для кнопок.

Monome Norns shield (kit version)

Norns is many of things написано на сайте Monome. Как по мне лучшее определение для этого устройства — музыкальный компьютер. Это полностью открытая и хорошо документированная платформа построенная на базе Raspberry Pi. Компания Monome разработала дополнительную плату для RPi на которой помимо 24 битного кодека с аудио входом-выходом есть 3 кнопки, 3 энкодера и потрясающий OLED экран.

Под капотом Linux, Supercollider, Softcut и куча дополнительных утилит и GUI, которые позволяют работать со всем этим как с цельным устройством. Под платформу написано уже много приложений разной степени странности. Среди них есть синтезаторы, трекеры, секвенсоры, эффекты, луперы и пр. Дисплей низкого разрешения подталкивает к созданию странных интерфейсов по типу тех, что делала Teenage Engineering в эпоху OP-1, где вы управляли звуком при помощи желудка коровы или катали шары внутри вращающихся октагонов. Типичный представитель приложений — Icarus — дрон синт где вы застряли между Морем и Солнцем.

Устройство можно купить в готовом виде, или в качестве упрощённого кита для отвёрточной сборки, или посоурсить и спаять самостоятельно. На данном этапе Norns больше похож на игрушку для креативных программистов (отличный подарок вашему домашнему программисту), чем на полноценный инструмент, но потенциал у этого музыкального компьютера на мой взгляд огромный.

Kelpie — простенький, портативный синтезатор на базе Teensy

Долгое время для аудиоприложений электронщики-любители использовали (и продолжают) плату Teensy. Причины простые: она компактная, дешевая, для неё есть плата расширения с хорошим аудиокодеком и, главное: написана отличная библиотека для работы со звуком, которая позволяет использовать готовые осцилляторы, эффекты, микшеры, фильтры и другие важные элементы звукового синтеза.

Получается, что минимальный набор можно сделать почти без пайки, а если вам чего-то не хватает, то можно купить готовое аудиоустройство на базе Teensy и перепрограммировать его так, как вам захочется.

Серьёзно, вот серия видео ↑, где автор делает простейший синтезатор на Teensy с нуля подробно объясняя каждый свой шаг и решение. Именно этот плейлист в конце лета подтолкнул меня к более глубокому изучению того, что сейчас происходит на синтезаторной open-source сцене. Больше всего впечатлило, что автор начал с проектирования синтезатора в Pure Data, а потом уже реализовывал его в железе.

Daisy Patch — Eurorack модуль на основе платы Daisy Seed

Насмотревшись на то, как лихо используется в аудиоприложениях Teensy, ребята из Electrosmith решили сделать похожую плату но уже с чётким фокусом в аудиоустройства — Daisy Seed. Для этого они установили более интересный кодек прямо на плату (теперь не нужно собирать дурацкие сэндвичи из аудиоинтерфейсов) и сделали несколько комплиментарных устройств для неё. От традиционной dev board, до гитарной педали.

Но главное: их библиотека позволяет с некоторыми ограничениями исполнять ваши патчи из Max/MSP и PureData прямо на устройстве. Такой патч можно залить, например, в Eurorack модуль с Daisy Seed у которого есть полноценный CV IN/OUT.

Если вы думаете, что всё это «ардуиноподобные приколы», которые могут быть интересны только кухонным самоделкиным, то скажу, что на этих платах уже существуют коммерчески-успешные девайсы. Например, нью-йоркская Noise Engineering делает на основе Daisy целую серию популярных модулей из линеек Versio и Iteritas.

Я не умею паять, но давно хотел научиться

Кажется, вы наш главный пациент. О прикладной стороне дела написано уже так много, что про паяльники и флюсы я тут упоминать не стану. Ещё во времена лохматых мамонтов я переводил и красил комикс об азах пайки — воспользуйтесь им если такой формат вам подходит.

Классический набор Atari Punk Console

Однако, я подсвечу пару особенностей, которые могут показаться контринтуитивными. Например, если вы ни разу в жизни не покупали радиодетали самостоятельно, то начать с готового кита — безопасный и разумный выбор, который, скорее всего, приведёт к первой небольшой победе. Иначе заказ десятков совершенно разных компонентов по BOM может превратиться в многочасовую пытку, а когда вы в итоге увидите время исполнения заказа (например, два месяца — у нас тут кризис полупроводников, ну), то вовсе передумаете учиться паять.

И ещё: бытует мнение, что начинать нужно с выводных компонентов. Это те, которые, вставляются в отверстия печатной платы, запаиваются, а их излишки потом откусываются. И пусть я не согласен с этим утверждением в полной мере, незнакомому человеку посоветовал бы именно дизайны с выводными компонентами ведь они наглядно учат главному: залог качественной пайки — хорошо прогретые поверхности. А поверхностей у выводных компонентов в избытке.)

Набор 8BITM8 — «педаль» bitcrush эффекта

Если не добавлять в требования полный, true open-source, то готовых китов в интернете очень много. Такие устройства можно найти на любой вкус: от классических шумелок на таймере 555 до хардварных синтезаторов из Commodore64 (чип-синтезатор SID) или Sega (YM2612). Все они не сложные и, справедливости ради, нужно сказать, что вы вряд ли проведёте много времени «играя» на них. Однако, эти киты — отличный способ научиться паять ведь компонентов немного, они выводные, а в комплекте почти всегда есть инструкция.

Самый простой способ найти много интересных китов: заглянуть на tindie.com и отфильтровать проекты по тегу Sound. Вы получите примерно 800 проектов (далеко не все из них синтезаторы) и как минимум 5-10% из них будут очень хороши.

Если вас интересуют в первую очередь аналоговые синтезаторы, то можно обратить внимание на олдскульные дизайны, которые работают на операционных усилителях. Раньше такие публиковали в журналах для радиолюбителей по всему миру.

Изнаночная сторона синтезатора Noise Toaster. Безумный, по меркам цифровой электроники, BOM, где чуть ли не каждый компонент со своим уникальным номиналом.

У таких дизайнов есть две особенности: Во-первых, нужно тщательно проверять BOM т.к. некоторые компоненты могут быть устаревшими и достать их будет сложно. Во-вторых, скорее всего вы не найдёте готовой разводки в интернете: только скан из журнала, который можно превратить в печатную плату воспользовавшись технологией лазерного утюга.

Кайф таких проектов в том, что они полностью аналоговые, hacker-friendly, часто совместимы с модульными синтезаторами, а к схемотехнике почти всегда приложено подробное описание принципа работы.

Синтезатор WP-20. Такую картинку можно превратить в печатную плату при помощи хлорного железа, утюга и терпения.

Главное место с которого можно смело начинать — это сайт Рэя Вилсона musicfromouterspace.com . Это такая мекка для всех интересующихся аналоговым синтезом и синтезаторами на опампах . Масса готовых, богато описанных дизайнов на совершенно любой вкус и разной сложности. Начинать можно с Echo Rockit и Noise Toaster, и продвигаться дальше вплоть до Sound Lab Mini Synth mk2.

На сайте много отлично иллюстрированных статей для начинающих. Например, про особенности конденсаторов которые используются в синтах, или про то как читать аналоговые схемы. Рэй Вилсон совместно с Make даже выпускал книгу о проектировании аналоговых синтезаторов. Недавно её можно было за копейки купить через Humble Bundle.

Другие несложные open-source девайсы для начинающих: Le Strum, Yowler, Lunchbeat, DrumKid.

Я паяю как бог

Для вас открыты вообще все двери. Если вы готовы к самостоятельному соурсингу, то это одновременно сильно сэкономит деньги и расширит спектр доступных проектов. А если вы умеете и хотите разводить печатные платы, то могу заверить что в свободном доступе столько проектов со схемотехникой, но без разводки (или с устаревшей разводкой), что хватит на пару жизней.

Самые мелкие компоненты, какие я встречал в open-source проектах — 0603, самый «сложный» корпус — QFN32. На фото плата Norns.

По моему опыту работа связанная с предварительным изучением проекта и закупкой компонентов занимает примерно 70-80% от всего потраченного на производство времени. Оставшиеся 20% это, непосредственно, процесс пайки/сборки устройства и его отладка.

Поэтому качественная документация очень важна. Я частенько натыкаюсь на проекты где нужно напялить на себя шляпу Шерлока Холмса, взять лупу Шерлока Холмса и потом с раскуренной трубкой Шерлока Холмса по крупицам разыскивать BOM, исходники прошивки, схемотехнику и разводку в репозиториях, форумах, личном блоге автора, чтобы просто понять это вообще чисто теоретически соберётся или нет.

Такие, плохо документированные проекты совсем непопулярны, но они есть и их много. Поэтому поговорим о тех, других, с качественной документацией.)

Meeblip Triode, как и многие подобные устройства, состоит из 2 этажей плат

Компания Meeblip неспешно выпускает синтезаторы уже больше 10 лет. Предлагаю обратить внимание на Triode — басовитый синтезатор с двумя осцилляторами, LFO и огибающей, который сделан на Atmega32, чья прошивка полностью открыта и написана на ассемблере.

Это несложный в сборке синтезатор с крупными SMD компонентами и достаточно интересным звуком, чтобы провалиться в него на многие часы. Главный секрет — крутите ручки так медленно, как только сможете, чтобы ничего не пропустить.) Кстати, у этого синтезатора есть второй режим работы — FM. Как его активировать описано в пользовательской документации.

Клон Mutable Instruments Clouds выполненный в виде DIY кита. Просто какое-то чудо, что большинство дизайнов MI до сих пор публикуются под CC-BY-SA.

Если бы у меня спросили кто из ныне живущих сделал самый весомый вклад в open-source синтезаторы, я бы назвал французов из Mutable Instruments. Они до сих пор делают open-source модули, которые имеют огромный успех и встречаются в каждом первом еврорэке. За свою десятилетнюю историю ребята накопили столько опыта, что теперь их приглашают делать «селебрити пресеты» для Arturia и Korg. Их знают буквально все, кто хоть чуть-чуть касался модульных синтов.

Я же хочу показать вам standalone синтезаторы MI. А именно монофонический Shruthi и ни на что не похожий Ambika. Это синтезаторы на Atmega64 с совершенно взрослым набором функций (хоспади, там даже есть матрица модуляции), поддержка которых закончилась ещё в 2015. Напишу лишь по строчке о каждом.

Аналоговый фильтр 4-pole Mission для Shruthi-1. Полистирольные конденсаторы, опампы, которые не производятся уже 20 лет — полный набор для настоящего ценителя страданий.

Shruthi — «гибридный» синтезатор где звук генерируется цифровой частью, но перед выходом пропускается через аналоговый фильтр, что придаёт ему характерный оттенок. Только лишь официальных фильтров существует 6 штук, среди которых есть даже советский Поливокс.

Ambika — построенный на базе Shruthi полифонический синт состоящий из 6 отдельных плат голосов. Фактически это 6 Shruthi объединённых между собой сложным софтом, который позволяет легко комбинировать эти голоса в любых соотношениях. Ambika может быть даже шестью монофоническими синтами одновременно.

Чё ещё за полифония?!

В полифонических синтезаторах «звучат» несколько одновременно зажатых клавиш. Кол-во одновременно звучащих клавиш определяется кол-вом «голосов» синтезатора. Полифония позволяет играть аккордами и делает звук не просто более богатым, но многослойным, добавляет ему ещё одно измерение.

В монофонических синтах звучит только одна клавиша, которую нажали последней.

Бывают ещё парафонические синтезаторы.

MI Ambika. Хорошо видны 6 плат «голосов» (voice card).

MI делают эталонную документацию на open-source проекты. Их платы прекрасно разведены, в их БОМах ровно столько информации сколько необходимо, а их инструкции к синтезаторам хочется читать от корки до корки.

Плата Norns довольно простая, правда, компоненты на ней дорогие.

Про возможности Norns я уже рассказывал выше в разделе про платформы. С хардварной точки зрения это «звуковуха» с дисплеем и кнопками для Raspberry Pi 3, которая работает под управлением Linux. Проект хорошо документирован, но главное: у него лучшее коммьюнити какое я встречал. На форуме Lines или в Discord вам быстро помогут решить любую проблему с железом или софтом.

Не знаю есть ли смысл собирать Norns прямо сейчас, или лучше подождать: ходят слухи, что скоро эту плату переведут на новый кодек т.к. старый Cirrus Logic CS4270 — совершенно невозможно купить из-за кризиса полупроводников.

Если решитесь, обратите внимание на тамошние кнопки и дисплей. Кнопки будет сложно найти в местных магазинах (я в итоге покупал в Mouser), а дисплей придётся купить оригинальный т.к. китайские копии не подойдут по размеру — компоновка платы очень тесная.

PreenFM2 c OLED дисплеем

Ещё один француз выросший из Shruthi, но не имеющий с ним почти ничего общего: полностью цифровой FM-синтезатор PreenFM2. Сейчас существует новая версия PreenFM3, но она уже проприетарная (вам придётся купить готовую плату), в то время как PreenFM2 полностью открыт.

Само устройство довольно простое. Используются одновременно выводные и SMD компоненты. Синтезатор, благодаря прошивке, напичкан фичами и умеет отдавать до 16 голосов полифонии. Есть арпеджиатор и секвенсор, а встроенная USB-флешка может хранить огромное число пресетов. Рекомендую сразу собирать его с OLED экраном.

Ссылки

В заключении хочу сказать, что всё связанное с этим хобби не так страшно, как выглядит на фотографиях. Получится ли у вас что-то с первого раза? — Совершенно точно нет. Будет ли результат стоить потраченных усилий? — однозначно да.

Я постарался показать вам направления с которых можно начать и подкинул ключевых слов которые можно скормить поисковику, предостерёг вас о типичных ошибках новичков, которые совершал сам. А напоследок ещё поделюсь интересными ссылками:

  • Music Tech DIY — раздел форума modwiggler.com с непрекращающимся обсуждением старых и новых дизайнов и модификаций.
  • Форум Mutable Instruments — кладезь информации по продуктам MI и их многочисленным форкам.
  • Synth DIY wiki — периодически обновляемая вики с обширным списком дизайнов.
  • Musicfromouterspace.com — хорошо иллюстрированная теория с отличными прикладными примерами. Если сомневаетесь откуда начать, то начните отсюда.
  • Look mum no computer — канал с почти абсурдными, по большей части музыкальными, проектами. Оторваться невозможно.
  • Moritz Klein — канал где автор объясняет теорию и схемотехнику так, что понятно даже мне.
  • Мой список из нескольких десятков open-source синтезаторов с демками и тегами.
  • Бракованные детали — канал в котором я страдаю пытаясь собрать 16 синтезаторов за 16 недель.
  • DIY или Сделай сам
  • Звук
  • Электроника для начинающих

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *